По сообщениям СМИ, в Благовещенске, несмотря на противодействие православных верующих, готовится передача храма Гавриило-Архангельского монастыря католикам. Храм был построен и принадлежал ранее католикам, но уже более 60 лет как освящен и является православной святыней. В связи с разгорающимся конфликтом возникает закономерный вопрос: допустима ли вообще передача православного храма представителям иных религиозных конфессий, в частности, католикам. Мы попросили ответить на этот вопрос сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева. Вот что сказал батюшка:
«Конфликтная ситуация в Благовещенске связана с взаимоотношениями разных религиозных групп, живущих на одной территории, и проистекающими из этого историческими сложностями. В подобные ситуации неоднократно вмешивалась государственная власть по поводу передачи церковного имущества, с этим связаны исторические обиды разных религиозных групп. Неудивительно, что католики хотят возобновить служение в своем бывшем храме в Благовещенске.
Таких храмов на территории нашей страны много, особенно, на Украине. Случаи перехода церковного имущества из рук одних конфессий в другие - это массовое явление, причем на Украине такие переходы сопровождаются религиозными войнами и столкновениями. Эти процессы у нас всегда проходили с резким неприятием, ненавистью, проклятиями и взаимным осуждением. Если рассматривать этот вопрос в более широкой перспективе, учитывая и чужой опыт, то мы увидим, как наши православные христиане, пользуясь гостеприимством западного общества в Европе, выживали и служили в тяжелые годы. Например, приход митрополита Антония (Блюма) служил в бывшем англиканском храме. Многие православные общины на Западе были радушно приняты в бывшие католические и протестантские храмы. На Западе смотрели на православных как на христиан, которые не оскверняли своими молитвами их опустевшие храмы. В России же передача церковного имущества всегда сопровождается религиозной войной, скрытым или явным противостоянием.
Поскольку я плохо знаком с ситуацией в Благовещенске, мне сложно сказать, как там будет решаться этот вопрос. Полагаю, что религиозные лидеры города и области должны собраться по этому поводу, чтобы найти какие-то компромиссные пути. Важно выяснить соотношение в этом регионе православных и католиков. В любом случае, если мы за «святые кирпичи» будем ломать заборы, решая эти вопросы в кулачных боях и взбаламучивая из-за этого народную жизнь, то это будет нехорошо. Католики и православные в той или иной степени являются жертвами вмешательства государства в церковную жизнь. Не хватало ещё сейчас нам ссориться из-за церковных зданий.
Поскольку этот храм на протяжении долгих лет принадлежал католикам, то надо признать справедливость их требований. Впрочем, если католикам непременно нужен храм в Благовещенске, то им можно было бы помочь построить такой храм. Хотя конечно, нельзя исключать, что эти требования выдвинуты с провокационной целью. Вполне возможно, что это здание не отвечает нуждам католической общины города и выдвинуто только для того, чтобы нарушить религиозный мир в регионе и поссорить католиков с православными. Но если этот храм действительно нужен католикам, если их в Благовещенске много и они лишены молитвенного места, то в их требованиях есть определенная доля правды. К решению этого вопроса надо подходить с пониманием того, что целью является религиозный и гражданский мир. Надо спокойно найти такое решение, чтобы каждая религиозная община не чувствовала себя обиженной и оплеванной, чтобы не сложилась ситуация, когда одни окажутся победителями, а другие - проигравшими. Православные традиционно к гостям и религиозным меньшинствам относились с уважением, этого требует дух христианства.
Я бы не начинал рассмотрение этого вопроса с канонической точки зрения, его сначала надо рассмотреть в другой плоскости и в других категориях. Если мы зададимся вопросом, можем ли мы, православные, отдать в нечистые руки злых папистов Божие святилище, то ответ на этот вопрос уже готов, и в соответствии с этим ответом можно не раздумывая решать этот вопрос. Конечно, если смотреть на этот вопрос чисто канонически, то никакой православный храм не может быть превращен ни во что другое, кроме православного храма, который должен вовеки, до Страшного Суда оставаться православным храмом. Но если есть столкновения и имеющий исторические предпосылки конфликт между религиозными общинами города, то властям города и руководителям религиозных общин нужно решать подобные вопросы таким образом, чтобы после этого можно было долгие годы жить спокойно в этом городе и ходить по улицам, не оглядываясь».
2. Такое даже в страшном сне не приснится
1. Будьте внимательны