Можно ли передавать православный храм католикам?

По словам протоиерея Андрея Ткачева, каждая конфликтная ситуация требует спокойного обсуждения, целью которого должно быть сохранение религиозного и гражданского мира

0
841
Время на чтение 3 минуты

По сообщениям СМИ, в Благовещенске, несмотря на противодействие православных верующих, готовится передача храма Гавриило-Архангельского монастыря католикам. Храм был построен и принадлежал ранее католикам, но уже более 60 лет как освящен и является православной святыней. В связи с разгорающимся конфликтом возникает закономерный вопрос: допустима ли вообще передача православного храма представителям иных религиозных конфессий, в частности, католикам. Мы попросили ответить на этот вопрос сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева. Вот что сказал батюшка:

«Конфликтная ситуация в Благовещенске связана с взаимоотношениями разных религиозных групп, живущих на одной территории, и проистекающими из этого историческими сложностями. В подобные ситуации неоднократно вмешивалась государственная власть по поводу передачи церковного имущества, с этим связаны исторические обиды разных религиозных групп. Неудивительно, что католики хотят возобновить служение в своем бывшем храме в Благовещенске.

Таких храмов на территории нашей страны много, особенно, на Украине. Случаи перехода церковного имущества из рук одних конфессий в другие - это массовое явление, причем на Украине такие переходы сопровождаются религиозными войнами и столкновениями. Эти процессы у нас всегда проходили с резким неприятием, ненавистью, проклятиями и взаимным осуждением. Если рассматривать этот вопрос в более широкой перспективе, учитывая и чужой опыт, то мы увидим, как наши православные христиане, пользуясь гостеприимством западного общества в Европе, выживали и служили в тяжелые годы. Например, приход митрополита Антония (Блюма) служил в бывшем англиканском храме. Многие православные общины на Западе были радушно приняты в бывшие католические и протестантские храмы. На Западе смотрели на православных как на христиан, которые не оскверняли своими молитвами их опустевшие храмы. В России же передача церковного имущества всегда сопровождается религиозной войной, скрытым или явным противостоянием.

Поскольку я плохо знаком с ситуацией в Благовещенске, мне сложно сказать, как там будет решаться этот вопрос. Полагаю, что религиозные лидеры города и области должны собраться по этому поводу, чтобы найти какие-то компромиссные пути. Важно выяснить соотношение в этом регионе православных и католиков. В любом случае, если мы за «святые кирпичи» будем ломать заборы, решая эти вопросы в кулачных боях и взбаламучивая из-за этого народную жизнь, то это будет нехорошо. Католики и православные в той или иной степени являются жертвами вмешательства государства в церковную жизнь. Не хватало ещё сейчас нам ссориться из-за церковных зданий.

Поскольку этот храм на протяжении долгих лет принадлежал католикам, то надо признать справедливость их требований. Впрочем, если католикам непременно нужен храм в Благовещенске, то им можно было бы помочь построить такой храм. Хотя конечно, нельзя исключать, что эти требования выдвинуты с провокационной целью. Вполне возможно, что это здание не отвечает нуждам католической общины города и выдвинуто только для того, чтобы нарушить религиозный мир в регионе и поссорить католиков с православными. Но если этот храм действительно нужен католикам, если их в Благовещенске много и они лишены молитвенного места, то в их требованиях есть определенная доля правды. К решению этого вопроса надо подходить с пониманием того, что целью является религиозный и гражданский мир. Надо спокойно найти такое решение, чтобы каждая религиозная община не чувствовала себя обиженной и оплеванной, чтобы не сложилась ситуация, когда одни окажутся победителями, а другие - проигравшими. Православные традиционно к гостям и религиозным меньшинствам относились с уважением, этого требует дух христианства.

Я бы не начинал рассмотрение этого вопроса с канонической точки зрения, его сначала надо рассмотреть в другой плоскости и в других категориях. Если мы зададимся вопросом, можем ли мы, православные, отдать в нечистые руки злых папистов Божие святилище, то ответ на этот вопрос уже готов, и в соответствии с этим ответом можно не раздумывая решать этот вопрос. Конечно, если смотреть на этот вопрос чисто канонически, то никакой православный храм не может быть превращен ни во что другое, кроме православного храма, который должен вовеки, до Страшного Суда оставаться православным храмом. Но если есть столкновения и имеющий исторические предпосылки конфликт между религиозными общинами города, то властям города и руководителям религиозных общин нужно решать подобные вопросы таким образом, чтобы после этого можно было долгие годы жить спокойно в этом городе и ходить по улицам, не оглядываясь». 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Такое даже в страшном сне не приснится

По последним сведениям епархиальный склад, который находится в епархиальном управлении на территории монастыря переезжает в католический молельный дом, который передан РПЦ на правах собственности. Католики остаются без молельного дома. Где они будут встречать рождество??? Не в нашем ли Храме.
Старожил / 10.12.2011, 04:18

1. Будьте внимательны

Напоминаем боголюбивым читателям, что на первой неделе Рождественского поста форум РНЛ закрыт: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/26/vnimaniyu_avtorov_i_chitatelej_rnl/
/ 01.12.2011, 08:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Тема встречи — «Правосудие» // Беседа с
преподавателями Московской академии Следственного комитета РФ
19.11.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54