«Люди не очень хорошо знают историю, чтобы правильно понимать День народного единства»

Православные священнослужители о том, как сделать новый государственный праздник по-настоящему народным

Новости Москвы 
0
418
Время на чтение 5 минут

«Людей может сплотить лишь тот праздник, который каждый проецирует на себя и находит в нем отражение своей истории: это и семейный праздник - Новый год, традицией которого является сбор всех близких люде за одним столом, и День Победы как величайший день спасения не только нашей страны, и в семье каждого русского человека найдется участник или очевидец тех событий», - заявил в интервью порталу Regions.Ru главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отвечая на вопрос корреспондента, что надо сделать, чтобы новые праздники стали по-настоящему народными.

Согласно опросу «Левада-центра», новую дату отмечает только 16% россиян, старую дату – 7 ноября - 18%. При этом лишь 41% граждан страны знают, что за дата празднуется 4 ноября.

Как отметил о. Максим, «к примеру, День народного единства не может восприниматься иначе как некая дата, связанная с событиями давней старины, о которых и знают-то немногие, не говоря уже о настоящем понимании». «И пока эту дату не наполнят богатым историческим содержанием, не донесут до народа всю полноту ее ценности, надеяться на то, что праздник станет действительно всенародным – нельзя», - подытожил отец Максим.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил необходимость более внятного идейного обоснования праздников.

«Если День народного единства соотнесен с победой над Смутой, то надо больше популяризировать именно эту дату. Одним отснятым фильмом "1612" тут не отделаешься: возвращением исторической памяти необходимо заниматься на государственном уровне», - советует священник.

«События 1612 года действительно имели судьбоносный характер для нашей страны, и людям надо про это напоминать - тем более сейчас, когда мы стоим перед задачей укрепления и возрождения России, - напоминает отец Андрей. – Абсолютно разное восприятие современных праздников народом происходит из-за того, что до сих пор нет целостной картины русской истории. Весь советский период идеологически не осужден, правильные акценты не расставлены. И люди до сих пор попросту не знают, как объяснить себе появление нового праздника на фоне отмены прежних».

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает почти полное отсутствие общенародных праздников следствием отсутствия единства в самом народе.

«Это следствие трагической истории ХХ века - тех событий, которые явились итогом предыдущего развития России и тех великих грехов ее элиты по отношению к простому народу, который до середины XIX века оставался в рабском крепостном состоянии. В этом одна из главных причин революции 1917-го года, о чем убедительно пишет проф. А.Б.Зубов», - сказал он.

«И вот в народе нет единства, нет согласия. Мы в бедственном состоянии, мы чувствуем себя потерянными в историческом времени. Преодолеть это состояние можно только правильной и с христианской, и с патриотической точки зрения, покаянной оценкой нашей истории ХХ века. Никто, кроме нас, нашего народа во всей его полноте сделать этого не может», - добавил отец Борис.

«Да, многое уже сделано. Но все равно еще очень многие пребывают в заблуждении и неведении, в апатии, не желая ничего оценивать и понимать. Это свидетельствует о не преодоленном до сих пор кризисе советского периода русской истории», - заключил протоиерей.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что главный государственный праздник действительно должен объединять всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания, и это объединяющее начало должно жить в памяти хотя бы нескольких поколений.

«Но это объединяющее начало должно реально присутствовать и в официальной четко сформулированной государственной идеологии. К сожалению, День национального единства таким всех объединяющим и народным праздником пока не стал. В популярности он все-таки многократно проигрывает Дню Победы», - сказал он.

«Видимо, одного желания перенести праздничную дату с годовщины октябрьского переворота недостаточно», - добавил он.

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что первую очередь нужно думать о народе, тогда и праздники будут народными.

«Учреждая праздник, государственная власть должна принять во внимание ряд факторов. Надо учитывать разницу между праздниками религиозными и светскими. Не всегда их смешение приводит к положительному результату и росту популярности», - сказал он.

«И, безусловно, надо учитывать в первую очередь интересы простых людей. Вот, например, далеко не все могут себе позволить на новогодние праздники уехать в теплые края на целых десять дней, но очень многим хотелось бы уделить больше внимания своим огородам в весенние дни», - добавил священник.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что День национального единства – один из немногих праздников, который связан с таким событием русской истории, мимо которого нельзя пройти, и очень правильно, что этот день отмечен как выходной и праздничный.

«Очень важно, что он связан и с церковным праздником», - добавил отец Алексий.

«Перенести выходной с 7-го на 4 ноября было напрашивающимся шагом, потому что отмечать день переворота, за которым последовали реки крови, недопустимо», - отметил он.

«Равнодушие к новому празднику объясняется непониманием значения того события, с которым он связан, что, в свою очередь, вызвано элементарным незнанием истории», - считает священник.

«Детям нужно прививать любовь к отечественной истории. И поэтому, в частности, школьные учебники должны писать, рецензировать и выпускать люди, которые дорожат русской историей», - заключил он.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что для верующих людей День народного единства подходит как нельзя лучше.

«Во-первых, это день Казанской иконы Божьей Матери, и с добавлением государственной составляющей 4 ноября приобретает еще более серьезный масштаб как великий день избавления от смуты», - говорит он.

«Вообще праздники должны быть с духовным содержанием. Когда они не имеют глубины, то и народ их не воспринимает», - добавил отец Илия.

«К сожалению, люди не очень хорошо знают историю, чтобы правильно понимать и принимать День народного единства, - убежден священник. – У нас прекрасно сохранилась память о Великой Отечественной войне, даже о войне 1812 года народ сможет хоть что-то рассказать, а вот XVII век незаслуженно забыт. Надо вести больше разъяснительной работы, объяснять, что именно мощное народное движение спасло нашу страну от гибели».

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает 7 ноября скорее поводом для скорби, чем для праздника.

«Ничего праздничного в нем нет. «"Праздник", в основании которого лежит государственный переворот – продукт мистификации советских идеологов, и что люди начинают постепенно это понимать, – это, безусловно, хорошо», - сказал он.

«Замена 7-го на 4 ноября представляется очень уместной и логичной. Нашествие польско-литовских захватчиков поставило под угрозу само существования России, и освобождение от интервенции объединило всех жителей России. Я думаю, со временем понимание значения этого события будет укрепляться и постепенно День национального единства войдет в число действительно народных праздников», - добавил отец Тихон.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36