Храм во имя Спаса Нерукотворенного на Казанке, являющийся также памятником истории и архитектуры федерального значения (начало XIX века), будет передан государству. Руководство Казанской епархии в лице архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия заявило, что не нуждается в действующем храме, сообщает ИА Regnum со ссылкой на членов прихода.
Настоятель теперь уже бывшего храма отец Феодор Ситкин подтвердил, что новым хозяином будет территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Татарстану. 15-го октября в храме Спаса Нерукотворенного состоялась последняя служба в честь православных воинов, павших во время штурма Казани войсками Государя Иоанна Грозного и погребенных здесь в 1552 году.
По некоторым сведениям, именно эта панихида и поставила последнюю «точку» в судьбе храма-памятника. Есть основания думать, что окончательное решение «прикрыть» его и устранить из храма о.Феодора было принято архиереем под давлением, оказанным на него местными властями. Как известно, архиепископ Анастасий уже неоднократно демонстрировал таким образом свою «толерантность»: например, когда по его распоряжению с Благовещенского собора в Казанском Кремле были оперативно сняты «якорные» кресты, в которых татарские националисты усмотрели поверженные полумесяцы.
По словам отца Феодора, в настоящее время храм закрыт на замок, но находится без охраны, что вызывает особые опасения за его дальнейшую судьбу. Разрушить православную святыню неоднократно грозились татарские националисты, которые считают символ русской воинской славы оскорблением для Татарстана.
Священник также подтвердил, что решение о передаче храма-памятника было согласовано с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием, и теперь он войдет в компетенцию Музея-заповедника «Казанский кремль». На вопрос о причинах передачи храма отец Феодор ответить затруднился, но пояснил, что архиепископ Анастасий, видимо, не заинтересован в том, чтобы в храме шли службы: «Владыка сказал мне, что богослужения в храме-памятнике не нужны».
Таким образом, почти двухвековая история знаменитого храма-памятника, заложенного в 1813 году на могильном кургане в память о православных воинах, павших при взятии Казани, завершается полным позором - изгнанием священника и прихожан, повторным превращением храма в музейный объект с неясными перспективами. Следует отметить, что храм был лишен своего изначального предназначения и облика (Георгиевского креста на вершине, медальонов и надписей) еще при Советской власти, но все же сохранялся как архитектурный объект.
Храм был построен на народные пожертвования по оригинальным проектам архитекторов Николая Алферова и Петра Пятницкого и до сих пор «являет собой образец русского классицизма начала XIX века». Однако если до 1990-х годов объект находился в относительной сохранности, то с началом в Татарстане «суверенного периода» он стал подвергаться актам вандализма. Даже кости павших воинов, собранные в подземном склепе, были разбросаны, а сам храм фактически превратился в отхожее место.
После неоднократных просьб православной общественности в декабре 2001 года архиепископ Анастасий благословил создание прихода, который возглавил отец Феодор. С тех пор в заброшенном храме начались богослужения, а верующие стали добиваться возвращения храма в лоно РПЦ. После просьб и неоднократных выступлений СМИ республиканское руководство вынуждено было уступить - в канун так называемого «1000-летия Казани» 4 марта 2005 года храм был передан Казанской епархии РПЦ. Однако обещанная при этом реконструкция и восстановление так и не были завершены. Последние годы храм существовал только за счет пожертвований и личных инициатив прихожан.
«Как известно, храмы забирались у Церкви в годы воинствующего атеизма. Но тут все наоборот: в то время как по всей России возвращаются и строятся храмы, в Казани, в Татарстане православные храмы отдаются государству. Это парадокс, о таком я никогда не слышал», - недоумевает отец Феодор.
Политика владыки Анастасия, окормляющего епархию более 20 лет, всегда находилась в полном соответствии с курсом татарстанского руководства. Однако в последние годы результаты работы стали вызывать вопросы уже за пределами республики. В частности, притчей во языцех в федеральных СМИ стало соотношение количества действующих церквей и мечетей в Татарстане (соответственно, 220 к 1300 при почти равном количестве православных и мусульман), слабая активность по возвращению православных храмов, а также другие детали епархиальной действительности.
При попытке прояснить позицию архиепископа корреспондента Иа Regnum постигла неудача - к телефону в секретариате весь день никто не подходил. В территориальном управлении Росимущества по Татарстану также не смогли ответить ни на один вопрос по теме, отсылая к начальнику отдела учета, управления и приватизации Ольге Клевинской, которой предсказуемо не оказалось на месте. Тем не менее, информагентство готово предоставить слово всем участникам и фигурантам беспрецедентного события, которого в России не было, начиная со времен гонений на Русскую Православную Церковь.
«Не исключено, что ситуация в Казанской епархии заинтересует и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), собирающегося посетить Казань "в связи с приближающимися церковными торжествами в честь Казанской иконы Божией матери" 4 ноября. Ведь добровольный отказ от христианского храма, да еще с одобрения епископа, - это уже не просто акт толерантности, которой так славится Татарстан, а нечто совершенно иное», - заключает издание.
Пояснить ситуацию изданию согласился заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, который является прихожанином храма Спаса Нерукотворенного и находится в курсе событий. «Трудно поверить, что территориальное управление Росимущества действовало в данном случае без согласования передачи с владыкой Анастасием, - заявил Щеглов. - Мы уже пытались убедить архиепископа не отказываться от храма - сохранить приход и продолжать службы. Однако на наши обращения он не отреагировал и даже не принял нас. Что касается "болезни" и отказа от своих слов о.Феодора, то его тоже можно понять – у него семья, которую нужно кормить. Так или иначе, но храм теперь закрыт и службы в нем прекращены, о чем руководство епархии прекрасно осведомлено».