Прокомментировать эту новую меру, направленную на борьбу с курением, а также ответить на вопрос, почему борьбе с курением в нашей стране власти озабочены куда больше, чем с более опасным для общества недугом – алкоголизмом, корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, заметил, что есть нечто парадоксальное в том, что борьбе с курением уделяется гораздо больше внимания, чем борьбе с алкоголем, и мы, например, не видим грозных предупреждающих надписей на бутылках с крепкими напитками. «Почему так, непонятно. Хотя между вином и табаком все-таки есть принципиальная разница, - заметил он. – Если табакокурение в любом случае плохо – от скверной привычки до тяжелой греховной зависимости, то вино хотя и может стать началом алкоголизма, может быть и тем, что просто веселит сердце человека», - сказал он. «Конечно, пристрастие к табаку с точки зрения христианской этики никак не может быть одобряемо. Можно рассуждать о степенях греха в этой привычке, но несомненно, что любая зависимость, любая связанность пагубна. Это род наркотической зависимости, с которой, конечно, нужно бороться соответствующими методами», - считает отец Максим. «Я считаю, что меры, ограничивающие курение в публичных местах, как и меры по оповещению о вреде курения, вполне разумны. Разумеется, курение не должно ассоциироваться с чем-то положительным», - заключил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, также не понимает, почему с курением борются жестче, чем с пьянством. «Страшные картинки на пачках сигарет, по-моему, борьбе с курением не помогут. Мне этот способ борьбы с курением кажется очень странным. Боюсь, что и разъяснительная работа в СМИ тоже будет малоэффективной», - сказал он. «С курением можно бороться административными методами, постепенно увеличивая число мест, где курение запрещено, налагая за это серьезные штрафы, и таким образом вытесняя курильщиков из публичного пространства. На Западе эти меры, кажется, оправдали себя», - считает отец Александр. «Борьба с курением главной своей целью должна ставить защиту здоровья некурящих, так называемых "пассивных курильщиков". Именно их здоровью наносится реальный вред. В первую очередь на это надо обратить внимание, а не на запугивание самих курильщиков», - добавил он.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, отметил, что в России в церковной среде отношение к курению более нетерпимо, чем в других православных странах, где даже курение священнослужителей не считается грехом. «Устрашающие картинки на пачках сигарет, по-моему, не очень умная затея. Начиная с "Минздрав СССР предупреждает…", вся эта борьба с курением больше похожа на фарс. Это ненастоящая борьба. Тем более, все мы знаем, как много у нас курящих врачей. И какой тогда смысл что-то говорить о медицинской точке зрения?» - заметил священник.
«Курение, столь распространенное в нашей стране, говорит о том, что общество в целом не очень-то здорово в моральном и психологическом плане. Что-то для улучшения психологической ситуации могли бы сделать и СМИ. И надо, конечно, с детства воспитывать в людях привычку именно к здоровому образу жизни», - отметил он. «Почему борьбе с курением уделяется гораздо больше внимания, чем борьбе с пьянством, сказать сложно: боюсь, что у этого есть неизвестная мне политическая и экономическая подоплека», - заключил отец Игорь.