Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви

Андрей Рогозянский о нашумевшем выступлении ижевских клириков

Случай в Ижевской епархии не представляет чего-то особенного. Начиная с 1990-х и кампании ИНН, десятки священников в разных епархиях заявили особую позицию и были выведены за штат. Одно время, с ревнителями обходились очень жестко. И даже жестоко. Епископ на епархиальном собрании давал духовенству час времени, уходил, и через час на столе председателя должны были лежать две стопки заявлений от настоятелей: одна – на присвоение номеров, другая – «в заштат». Епархии начали терять людей. На освободившиеся вакансии оказалось не так-то просто подобрать кандидатов. Сама жизнь в результате заставила искать точки соприкосновения и способы сохранить единство. Преосвященные, секретари епархиальных управлений, благочинные на местах были вынуждены смягчить позицию, договариваться. И, в общем-то, это нормально. Это сыграло положительную роль, поскольку большинство батюшек-антиИННистов благополучно прослужили в епархиях все эти годы и, даст Бог, еще прослужат много лет.

Ижевскую епархию я не знаю, но, думаю, ситуация там мало отличается от других. Все трое священников, нынешних «непоминающих», были прекрасно известны, свою решительность проявляли не раз, и в епархии, и в разговорах в кругу собратьев. Но тут почему-то накипело, и решили сделать заявление для СМИ. Не будь ролика на «Маяке», все бы удалось уладить, как прежде улаживалось. Ну, немного покипели бы, и после объяснений с начальством и какими-то доверенными лицами успокоились. У нас, что ни благочиние в провинции, то, обязательно, двое-трое из десяти батюшек читают соответствующую литературу и опасаются подвоха со стороны экуменизма, номеров и конца света. В монастырях – еще больше. Сам знаю, как благочинным, бывает, звонят священники с приходов и говорят: «Все, больше не могу. Совесть продолжать это не позволяет». Волна за волной ходит, епархиальные собрания бурлят. После какого-нибудь неудачного заявления о католиках или поздравления Чубайса в управлениях хватаются за голову: «Боже, сейчас опять начнется…»

Но в остальном, это очень важно понять, ревнительство показывает себя как церковное явление. Неизвестно, как бы обстояли дела, и каким образом Русская Православная Церковь сегодня выглядела бы, не найдись этих людей, готовых трудиться и нести послушание в самых сложных условиях. Это просто сидеть и рассуждать, когда имеешь дело с академическим богословием и даешь интервью по три разу на дню, по любому вопросу. Совершенно иное – как у одного знакомого священника, которого время от времени тоже заносит в ревнительстве. Представьте: шестеро детей, дом, огород, корова, храм еле достроенный, воскресная школа и еще масса епархиальных нагрузок и сборов. В Москву за одеждой и обувью для детей, поношенными… В провинции – так: рукоположился, получил приход, служит, никуда не сбежал, нет проблем с алкоголем – уже замечательно! В монастыре 4 человека постоянных насельников, конфликт с настоятелем, и вот, владыка уже мчится с гостинцами каждому, ведет разговоры «за жизнь», по душам, только чтоб не разбежались и комплекс не остался без обитателей, брошенный.

Какие курсы катехизации, социальные работники, миссионерские акции! Чистки-проверки-комиссии… Зависимость крайне простая: где не блестит и медом не мазано – там ревнительство. Было и будет. Ревнительство и ничто другое защищает от искушений служебным положением, деньгами, от срывов, депрессий, запоев и прочего. Люди служат Богу и Церкви одним страхом Божиим и терпением, не имея ничего из того, чем по современной психологии человеку полагается себя развлекать и утешаться. Заметьте: это часто хорошие священники, пастыри, которые внимательны и близко стоят к нуждам прихожан. У многих в семьях приемные дети. И у меня язык не повернется осуждать их, кроме, возможно, самых крайних случаев. Потому так мало желающих идти на их место. Передовые и просвещенные предпочитают другие возможности, а отсутствие боязни экуменизма, номеров и Антихриста, увы, в реальности часто сопрягается с отсутствием боязни перед грехом и миром вообще.

Борьба с ревнительством поэтому не входит в постоянные задачи Церкви, как могут подумать. Это не первая, не вторая и даже не пятая по значимости задача. В Церкви, том узком кругу, который собрался, мы все сегодня нужны друг другу. Даже противоречивые и крайние личности, находящиеся как будто на разных полюсах. На самом деле, здесь проблема семьи, которая часто не сознает своей близости и разделяется из-за менее существенных взглядов и поводов. Много ли сейчас желающих служить! И наоборот, мало ли по Руси молодых, здоровых, способных, канонически годных православных мужчин, которые тяготятся послушанием и никогда не пойдут в клир, не составят опоры священнику на приходе по причине драгоценной личной свободы! Вот настоящая драма и настоящее бунтарство. Которые, к сожалению, редко отмечаются и на которые повлиять сложней. Куда сложней повлиять, чем на своих, коллег по корпорации и подчинённых, которым недолго отыскать и примерить административную дубину на голову.

Все параллели с «делом Диомида», в данном случае чрезмерные. Выступление Диомида требовало быстрой и четкой реакции, поскольку это было посягательство на иерархию в Церкви. Смутой была охвачена целая епархия во главе с преосвященным. Непонятно было, с чего начинать, как после этого восстанавливать нормальную церковную жизнь на Чукотке. До запрещения Диомид мог начать рукополагать новых священников. Он объявил Патриарха Алексия II отпавшим и весь Синод отстраненным, а сам себя назначал главой церковного управления, по существу Патриархом. Это совсем другой поворот дела. Трое клириков в Удмуртии не претендуют на захват власти или даже на то, чтобы отъять от епархии храмы. Коротко говоря, они захотели добровольно уйти, только по христианскому разумению и простым приличиям, чересчур громко хлопнули дверью для этого. Но даже и слова их в этом случае нельзя принимать на 100% всерьез, ибо спустя сутки или неделю или полгода каждый из них, возможно, выразился по тем же темам иначе.

Проблема батюшек в том, что они со своим заявлением попали на очень нервный, в политическом отношении, период. Когда за каждым кустом чудится измена, революция и посягательство на вертикали. Журналисты и политкомментаторы выстроили такую на редкость простую и удачную схему: мол, Церковь в нынешнем виде есть департамент государства, а потому выход Волочковой из «Единой России», протест Н.Васильевой, помощницы судьи Данилкина, и протест удмуртских батюшек – звенья одной цепи и признаки того, что «система» рушится.

Нет, она, может быть, рушится, и для тревоги имеется достаточно оснований. Но случай с батюшками в Удмуртии – это совершенно отдельная, внутрицерковная история и особенной связи с политической ситуацией в ней нет. Если кому-то хочется найти фронду внутри РПЦ, то далеко ходить не нужно. Существует известная всем группа священников – «Немолчащая Церковь» – с весьма, я бы сказал, радикальными взглядами, которая в последнее время дополнительно расширилась, приобрела сочувствующих, как можно было видеть по обсуждению выступления о.Алексия Уминского. Все эти белорусские батюшки, протестовавшие против Лукашенко, украинские батюшки, любители самостийности, лица, занимающие ответственные должности в аппарате и подразделениях Патриархии и Синодальных отделах, редакторы СМИ, некоторые из преподавателей православных учебных заведений – СФИ, ПСТГУ, СПбДСиА, Общецерковной аспирантуры ОВЦС, постоянные авторы «Ежедневного журнала», участники обсуждений в блогах, очевидно, куда ближе к оппозиционной политике. Просто, в отличие от ижевских отцов Сергия, Михаила и Александра, все эти люди достаточно искушены для того, чтобы не иметь прямого конфликта с начальством, не выступать лично против Патриарха. И еще: использовать оплошность ревнителей и мягко переадресовать внимание иерархии в другом направлении.

Андрей Рогозянский, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

62. Браво! Берите пример!

http://yablor.ru/blogs/geolog-kozlovskiy-plyunul-v-mordu-medvedevu/1448655

Воин / 18.04.2011

61. 41. Белый Константин

Если архиереи нас не слышат, то зачем жертвовать им материальные средства. Пусть поголодают, может осознают ошибку.

Уж возможно ли такое?! Как бы нам еще и олигархов заставить поголодать?

Аноним / 12.04.2011

60. Re: Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви

Женщины, милые!

59. для анонима № 58

Да я не то чтобы похвалила, а просто в порядке моего прекращения обсуждения данной темы с автором статьи (за бессмысленностью), тем более, что и Праздник. Скорее соглашусь с: 57. Natalie : Re: Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви 2011-04-08 в 02:08 На прямые вопросы Андрей Рогозянский не отвечает, я вижу. Философию разводить сподручнее. Тогда не надо было писать статью на такую тему. Умных сейчас много, ПРАВДЫ - мало". То, что автор статьи не видит связи удмуртского выступления с тем, что епархия возносит молитвы прославленному еп.Виктору Отровидову, наводит на мысли о том, верующий ли это "религиозный философ". - Я не в осуждение, ведь бывает и такое. Люди разные бывают.

Ирина Р.Ф. / 08.04.2011

58. 55. Екатерина

"Екатерина права..." Никогда не может быть прав такой тон разговора со своими собратиями, если разговор этот не из уст старшего - священника-настоятеля, архиерея... Наконец, пожилого, умудренного и авторитетного мирянина. Совет: Екатерине раскрыть Евангелие на притче о мытаре и фарисее, подойти к зеркалу и прочесть свой комментарий (55) по слогам перед этим зеркалом. И сказать себе: что я-то делаю в пост? А кто похвалил, тот тоже пусть прислушается: "угождайте друг другу в назидание" - апостол Павел.

Аноним / 08.04.2011

57. Re: Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви

На прямые вопросы Андрей Рогозянский не отвечает, я вижу. Философию разводить сподручнее. Тогда не надо было писать статью на такую тему. Умных сейчас много, ПРАВДЫ - мало.

Natalie / 07.04.2011

56. для №№ 54 и 55

Считаю, что особенно сегодня, в день Перво - Евангелия, Екатерина более, чем права. Спаси Господи! А вот "философия практического благочестия" и "текущее церковное управление" - это уже круто, это не для средних конечно, православных умов. Но в то же время, для недогоняющих, интересно:"текущее церковное управление" что имеет в виду автор, и я даже надеюсь, что - не "вялотекущее"-?

Ирина Р.Ф. / 07.04.2011

55. Комментарии к статье

Сразу видно, что пост на дворе. Сразу повылезало все наружу: желание показать себя самым умным, гордость, доказывание с пеной у рта, что все кругом плохие,а я хорош, пустословие и т.д. Православные! где же ваше смирение и послушание?! Или вы не православные вовсе? Давайте начнем орать на каждом углу, кто нам не нравится и какие мы умные. Угомонитесь уже и займитесь тем, чем и положено в пост заниматься - молитвой, а не пустословием. А с этими тремя и без вас разберутся. И разберутся лучше вас.

Екатерина / 07.04.2011

54. 53. Ирина

Смежные области - это, во-первых, философия практического благочестия и, во-вторых, текущее церковное управление.

53. А.Рогозянскому: «смежные области» - это какие ?

Спасибо, уважаемый Андрей, я поняла Вас. Еп. Виктор Островидов умер в заключении от менингита. Сколько его последователей приняло мученическую кончину, - думаю вот в этом вопрос еще, и сколько людей отошло от Церкви, видя как «попы дерутся». А вот это, знаете, просто великолепно: «Комиссия не намеревалась таким образом регулировать эксцессы, подобные нынешнему. Да, возможно, канонизация противников митр. Сергия создала некие неудобные последствия для смежных областей». Что же тогда собиралась «регулировать» комиссия (м.б. отношения с РПЦЗ -?), и что это за «смежные области» такие? Там на богослове на эту тему как раз беседа: некий Андрей вот возражает доценту о. Александру Мазырину. см.: http://www.bogoslov.ru/text/1578803.html С «радостью» давать ссылок на другие источники спасибо, не надо, о.Г.Митрофанову в данном редком случае я также целиком доверяю, а вот мнение Ваше по поводу статьи и дискуссии на БГ, конечно, хотелось бы услышать, это как раз на тему «нынешних событий», т.к. еп. Виктор – Удмуртский ведь епископ, причем недавно канонизированный. Это – Удмуртский святой.

Ирина Р.Ф. / 07.04.2011
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
""
Удмуртские клирики окончательно ушли в раскол
Находящиеся под прещением священники объявили о своем разрыве с канонической Церковью
03.06.2011
Запрещенные в служении клирики Ижевской епархии сравнили Московский Патриархат с еврейским синедрионом
Новоявленные «ревнители» из Удмуртии идут все дальше по пути раскола
22.04.2011
Протоиерей Всеволод Чаплин: Аргументы ижевских клириков схожи с аргументами ультралибералов
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал к покаянию запрещенных в служении удмуртских священников
19.04.2011
«Это способ не решения проблем, но их обострения»
Православные священнослужители об обращении ижевских клириков
13.04.2011
Сохранять духовную трезвость...
О письме ижевских священников, реакции на него и некоторых актуальных проблемах церковной жизни
11.04.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
Дерзость московских властей
Новый комментарий от Брат
2020-08-03 23:29
Ковид-кризис, мир и мы
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-03 21:14
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от В.Р.
2020-08-03 20:26
Лукашенко столкнулся с серьёзными угрозами
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-03 20:11