По мнению Никонова, «в XX веке не случайно появилось два этих определения «русский» и «российский». А ведь до Первой мировой войны определение «русский» использовалось двояко. В широком смысле – как синоним России. В узком смысле под русскими понимали этническую группу, которая включала в себя великороссов, малороссов и белорусов. Причём это понимание существовало и внутри России, и за её пределами. Если мы посмотрим этнографическую литературу начала XX века, то именно в таком смысле писали о русских и в Германии, и в Англии. Это стало быстро меняться перед Первой мировой войной в связи с деятельностью наших социалистов, провозгласивших новую национальную политику: они начали доказывать, что на самом деле русский – это понятие этническое. В Первую мировую войну противники Российской империи начали активно разыгрывать национальную карту, прежде всего украинскую, противопоставляя Украину России. Собственно, в этом и проявилось в значительной степени различие между русским и российским – чтобы вычленить Украину из единого российского целого, из единого российского тела».
«Вот какова сегодня задача, - пишет В.Никонов, - которую предстоит решить – создание русской гражданской нации. Однако беда в том, что слово «русское» воспринимается до сих пор как понятие этническое. Поэтому многие считают, что невозможно создать nation state, когда русские являются только одной из 135 наций, проживающих в России. Но ведь русских больше 80 процентов населения! Мы же говорим о китайской нации, а в Китае 270 наций и народностей. Мы говорим об индийской нации, а в Индии наций и народностей более 300. Наконец, возьмём индонезийскую нацию, притом что в Индонезии 570 наций и народностей. Вот почему и о России надо говорить как о стране мононациональной. Русских в России больше, чем французов во Франции. Наша страна уже давно является национальным государством с гражданской нацией. Но мы никак не можем оторваться от этнических, очень порочных корней сталинской и ленинской национальной политики».
«Мы говорим о терминах и пытаемся их инструментализировать, чтобы использовать в политическом плане: это – «русский», «российский» и так далее. На мой взгляд, сейчас тот момент, когда нам надо не навредить, потому что в сознании сталкиваются очень разные понятия – «Россия», «русский», «советский», добавлю сюда «русскоязычный». То есть в разных умах это совершенно разные понятия. В нашей аудитории есть русские, выросшие в Советском Союзе, для которых СССР остался, скорее, со знаком плюс. И русские, выросшие за пределами Советского Союза, для которых он представляется со знаком минус. В советское время слово «русский» не совсем позитивно воспринималось теми же татарами. Им вдалбливали в головы, что «русский» – это национализм, а поэтому надо быть российским или советским. Это, к сожалению, осталось, и поэтому сейчас нужно очень аккуратно пользоваться подобными понятиями», - считает политолог.
«Наш фонд называется «Русский мир», не «Российский мир», - продолжил он. - Я уже выслушал немало обвинений в русском национализме. Однако это не так, но слово «русский» вне России работает гораздо лучше, чем внутри страны. Что такое Русский конгресс в Берлине или в Кёльне? Кто там в основном приходит на Русские конгрессы? Такой конгресс в Кёльне – это процентов на 60 немцы из Казахстана. Они приехали в Германию, а им сказали: «Какие вы немцы? И что такое Казахстан? Вы русские». И у них сейчас именно русская идентичность, не российская. У них и не может быть такой российской идентичности, потому что они никогда не жили в Российской Федерации. Или те же евреи из Одессы. У них нет российской идентичности, но русская, безусловно, есть, и они приходят на те же самые Русские конгрессы в Германии».
«Русские – не обязательно в данном случае русскоязычные. У нас, например, сейчас очень тесные связи с русской общиной Парагвая. Здесь по-русски вообще не говорят, только по-испански, потому что живут в Парагвае уже в четвёртом-пятом поколении. Но они сохраняют русскую идентичность через Русскую православную церковь. В Гватемале вообще русских нет, зато там существует потрясающая русская община, во главе которой мать Инесса. Ей нравится Русская православная церковь, хотя она представляет Антиохийскую. И у неё есть приход, в приюте живут сироты. Там идентичности российской просто в принципе быть не может, но эти сироты из Гватемалы поют песню «С голубого ручейка начинается река». В австралийской диаспоре нет российской идентичности, зато осталась русская идентичность, и она пришла в Харбин, в первой волне эмиграции», - отмечает исполнительный директор фонда «Русский мир».
«Однако внутри России использовать русскую идентичность опасно, потому что для тех же татар, для народов Северного Кавказа это будет восприниматься как национализм.
И ещё бы я назвал русскоязычных. Потому что невозможно провести за рубежом конгресс российской прессы, а русская пресса там может быть не русской. В Израиле у журналистов русская идентичность, но пресса – русскоязычная, а не русская», - подчеркивает Вячеслав Никонов.
«Что касается периферийной идентичности, т.е. тех людей, которые утратили связь с русской культурой, но сохраняют ещё её через православную веру, а это, безусловно, приближение к русской идентичности, то понятно, что эти люди не являются русскими именно с точки зрения культурной идентичности, - заявил со своей стороны Андрей Савельев. - Потому что ядро идентичности - это язык. Человек, не владеющий русским языком, - это, конечно же, не русский человек. Но это может быть потомок русских людей. В этом смысле мы рассматриваем Русский мир не только как совокупность русских людей, расселенных по всей планете, но и потомков русских, которые сохранили какие-то элементы русской идентичности. Например, староверы, переселившиеся в прошлом в США, которые сохраняют элементы русского быта, но не русский язык. Или православные люди в Парагвае».
«Что касается страхов относительно того, что русская идентичность воспринимается в России как национализм, то это на совести постсоветской интеллигенции, которая всегда пугалась всего русского. Потому что она боится жить в русской стране, где продолжаются традиции нашей государственности, нашей культуры, а не утверждаются какие-то штампы, которые этой же беспочвенной интеллигенцией и выдумываются. Эта интеллигенция насосалась западничества, начиная с XIX века, советских выдумок о нашей истории, которые дискредитируют её, за исключением нескольких десятков лет. Это и та псевдоинтеллигенция, которая порождена ельцинизмом, которая и в годы правления Путина находится на той же самой позиции», - считает политолог.
«Господин Никонов очень хочет подменить русскость «российскостью», - считает А.Савельев. - Понятия «русский» и «российский» в нашей истории, в принципе, идентичны. Нет ничего российского, что не было бы русским и наоборот. На территории России живут другие народы, которые глубоко интегрированы в российское общество и Российское государство, в русскую культуру. Человек, не владеющий русским языком в России, а это ничтожная часть, меньше 5%, безусловно, не является ни русским, ни российским человеком, а является представителем своего этноса и не более того. В его идентичности отсутствует российское, если там нет ничего русского. Такие народы вполне могут жить и на территории других государств в соответствующих этнических анклавах, резервациях, в этнических заповедниках. Никто их не гонит, не собирается ущемлять их права. Но ради того, чтобы ублажать эту часть реликтовых этносов господин Никонов и другие «кремлевские мечтатели» стараются избавить российское от русского. И они совершенно не понимают того, что этим они уничтожают всякую идентичность. Российское как русское останется и сохранится, только люди, которые пытаются избавиться от русского, отделят себя и от русской истории, и от русского народа и, в конечном итоге, от российского государства. Они будут избавлены от тяготящей их обязанности государственной службы и различных государственных программ. Этим займутся русские люди, которые не будут стыдиться называть себя русскими, называть Россию русской страной и русским государством. Всё что здесь есть государственного - это всё русское. Ничего там нет ни татарского, ни удмуртского, ни чеченского, ни якутского!»
«Всё, что связано с российской государственностью, - русское. Всё, что связано с высокой культурой в России, - это русское. Безусловно, русское впитывает в себя, адаптирует и ассимилирует многие культурные пласты, но не архаически, не этнически. Мы скорее ближе к европейской культуре, оттуда многое зачерпнули. Малые народы, а кроме русского, все остальные народы, проживающие в России, - это малые народы, должны понимать, что они входят в мировую культуру только посредством русской культуры. Насколько они русские, настолько они и принадлежат общечеловеческой культуре. А если они отрекаются от русского, тогда они остаются в рамках своих этнических архаических уделов. У них такой выбор есть, если они того хотят, то пусть в этих сообществах и живут. Может, и господин Никонов подберет себе такое сообщество, куда и переселится, изобретет для себе подобных новый народ «россияне» и будет у них «россиянская община», состоящая из таких, как он, интеллигентов с обновленческим мышлением, которые не понимают значения слова «русский», не понимают ценности русской культуры, русской идентичности для российского государства и российского общества и в целом для мира, куда мы входим как русские и никак иначе. Как россияне мы не входим никуда, никто в мире о «россиянах» ничего не знает. Мы можем быть только русскими и такими останемся. А господин Никонов лично может избрать себе любую идентичность, может считать себя россиянином. Его гражданские права от этого не будут ущемлены. Но россиянину не надо исполнять государственные обязанности и реализовывать государственные программы. К Русскому миру он, безусловно, не может иметь никакого отношения», - заключил Андрей Савельев.