Законопроектом предлагается, что окружные и войсковые казачьи общества будут вноситься в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации (Минюстом России), а хуторские, станичные, городские и районные (юртовые) казачьи общества – его территориальными органами. При этом уточняется перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, устанавливается обязанность казачьих обществ, внесенных в реестр, ежегодно представлять в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальные органы сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Законопроектом предусматривается, что атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. При этом атаманом войскового казачьего общества может быть только гражданин России, являющийся членом хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества. Кроме того, кандидатом в атаманы не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества, имеющий неснятую или непогашенную судимость, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным. В законопроекте также содержится положение, предусматривающее, что член казачьего общества, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть лишён права именоваться казаком по приговору суда.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон статьей 71, в соответствии с которой подготовка несовершеннолетних граждан Российской Федерации к несению государственной или иной службы российским казачеством будет осуществляться в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования – казачьих кадетских корпусах, типовое положение о которых будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Законопроектом также предусматривается создание Всероссийского казачьего общества, устав которого утверждается Президентом России.
Как сообщает ИА «Новый регион», сейчас в России зарегистрировано 11 крупных территориальных казачьих обществ, которые насчитывают 700 тысяч человек. В связи с этим в «Единой России» озаботились неконтролируемостью казачества. «За последние годы число граждан, которые считают себя казаками, стало гораздо больше, встает проблема управления. Но единого аппарата управления казачьими войсками нет, есть только совет войсковых атаманов и президентский совет, но этого недостаточно», – заявил депутат Госдумы от «Единой России», атаман Донского войска Виктор Водолацкий. Объединенное войско, по его мнению, станет вершиной вертикали власти казаков, которое поможет объединить разрозненные землячества и войсковые части в стройную систему, замкнутую непосредственно на Президента.
Всего, по данным замглавы администрации Президента, председателя совета при президенте Александра Беглова, в 2010 году казаками себя назвали около 7 млн человек (по данным переписи 2002 года, казаками назвали себя 140 тысяч человек). «В царской России Атаманом всех казачьих войск был наследник престола. Назначал атамана на должность действующий Император. То, что именно Президент внес этот закон, для казаков весьма символично», – заметил казачий полковник Владимир Воронин.
Между тем, как полагают эксперты, попытка собрать казаков в единую структуру и подчинить ее Президенту может не найти понимания у рядовых казаков. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, демократичная общность казаков давно привыкла жить по своим правилам и канонам, и, вполне возможно, их не обрадует новая президентская инициатива. «Как абсолютно самостоятельная, самоорганизующаяся структура, казаки могут расцениваться, с одной стороны, как ресурс, а с другой – как угроза для любой власти. Судя по всему, предпринимается попытка взять их под административный контроль. То есть если вы управляетесь и назначаетесь Президентом, то вы казаки, а если вы не подчиняетесь руководителю, которого назначил глава государства, то вы уже не казаки. Думаю, в казачьей среде это не вызовет особого восторга», - сказал Делягин.