Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин уже не в первый раз говорит о том, что для России было бы полезно перенять американскую традицию проведения т.н. «национальных молитвенных завтраков». Правда, как сообщает РИА «Новости», в этом году он заметил, что проводить в России молитвенные завтраки в таком виде, в каком они существуют в США, пока преждевременно.
Молитвенные завтраки в США проходят ежегодно каждый первый четверг февраля. Организаторами завтрака являются не религиозные, а политические американские организации, члены Конгресса. Завтраки проводятся, главным образом, для обмена мнениями, решения текущих вопросов вне стен парламента, на таких мероприятиях выступает президент. В завтраках принимают участие и зарубежные гости. От России на завтраке в четверг присутствовали члены Совета Федерации Александр Торшин и Михаил Маргелов.
«Это уже мой шестой завтрак здесь, и все они не похожи друг на друга. Три завтрака было у Джорджа Буша-младшего, три - у Барака Обамы», - рассказал А.Торшин. «Этот молитвенный завтрак был совершенно тихий, спокойный, разговаривали о жизни, о семейных ценностях», - отметил Торшин.
По мнению сенатора, молитвенные завтраки в США играют все большую роль в преодолении международных противоречий. «Идея молитвенного завтрака - мир и согласие элит. Американцы показывают, что у них могут быть разные политические взгляды, они принадлежат к разным партиям, жестко борются за власть, но не переходят на личности. У нас у всех общий Христос, и мы должны все друг другу помогать как люди. Различные политические взгляды не должны приводить к вражде. Это то, чего нам не хватает. У нас, если люди по разную сторону баррикад, за один стол не посадишь. А если посадишь, надо срочно убирать все режущие и колющие предметы. Поэтому у нас сложно увидеть за одним столом Бориса Грызлова и Бориса Немцова, а там - запросто», - подчеркнул А.Торшин.
Вместе с тем, признает сенатор, идея проведения в России завтраков того же масштаба обречена на неудачу. «У меня была ошибочная позиция. Идея, хотя и сводилась только к СНГ, оказалась не по плечу. Можно попытаться купить и посадить большое дерево, но есть большая вероятность, что оно погибнет. А можно купить маленький саженец и пытаться его выращивать. Моя первоначальная тактика была неверной. Надо начать с малого», - признал Торшин. И начать, он считает, следует с себя. «Вот у меня стоит в кабинете стол - за него спокойно усаживаются 14 человек. Выберу из зала хотя бы десять - нас всего сенаторов 166 человек. Посмотрю - у меня есть хороший парень-бурят на примете, евреев позвать не проблема. Просто пригласить до заседания, и просто пообсуждать во славу Господа», - пояснил Торшин.
Отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости, а не легче ли отказаться от идеи молитвы, чтобы не создавать дополнительных трудностей, Торшин ответил, что молитва как раз является связующим звеном. «Без молитвы получится совещание, они проводятся и так, заседания Общественной палаты, например. А если с иностранцами - международная конференция», - объяснил сенатор. По его словам, главное, ради чего стоит устраивать подобные мероприятия, - это для того, чтобы люди с разными взглядами, как и в Америке, могли спокойно что-то обсуждать, не становясь врагами. «Каждый умный по-своему, но не надо кулаки в ход пускать. А то мы сходим с арены, а нам на смену выходят те, кто чуть что - на Манежную площадь, ищут виноватых - то кавказцев, то евреев, то американцев. Объединяющее звено - молитва. При этом важна идея экуменизма - не зацикливаться на обрядовой стороне дела, а найти приемлемые компромиссные решения, которые позволят, не нарушая догматов веры, усадить за один стол людей различных религий и конфессий», - считает Александр Торшин.
«Президент США - человек большой, он может себе позволить всякие капризы. И молитвенные завтраки - это один из таких капризов: "Желаю, мол, позавтракать сегодня с такими-то людьми, и при этом ещё и помолиться". Что поделать, может у него такая форма религиозности. Но с Православием это не имеет ничего общего», - заметил отец Георгий Белодуров.
«Обаме кажется (и это не случайно), что молитва дает людям дружелюбный настрой, снижает градус агрессии, если у них есть друг к другу претензии. Поэтому, когда он приглашает политиков на молитвенный завтрак, то надеется, что разговор пойдет более конструктивный, мягкий, добрый. Но все сторонние разговоры и шутки, происходящие за этим молитвенным завтраком, находятся за пределами молитвы. Молитва - это разговор с Богом. Она оставляет после себя другой настрой, после молитвы не хочется рассказывать какие-то скабрезности. Возможно, учитывая такое "смешение жанров" можно назвать подобное мероприятие профанацией молитвы. Почему я не спешу с окончательным вердиктом - потому что сам не видел, как это происходит. Я по первому образованию физик, и меня учили, что выводы можно делать только из правильно поставленного эксперимента, когда ты сам своими глазами увидел или руками потрогал», - заметил священник.
Однако, продолжил священник, «когда человек говорит, что у него с иудеями "один Христос" - это совершенный бред. Для иудеев Христос всего лишь один из евреев, которого они распяли за принесенное им беспокойство. Ведь до Него они жили единой семьей, а с Его приходом заметная часть народа начала проповедовать пришедшего Мессию». «Одним словом, для православного человека - это не молитва. А для Обамы, поскольку в его непонятной конфессии молиться толком не умеют, может этот завтрак и является молитвой», - заключил отец Георгий Белодуров.