Кураевский соблазн

Или зачем известный богослов отстаивает право на богохульство и клевету в отношении Церкви

28 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя завершился первый день работы пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В тот же день своими впечатлениями от работы Межсоборного присутствия поделился в своем блоге один из его членов, известный публицист, протодиакон Андрей Кураев. Отец Андрей, в частности, хвастливо сообщил: «Пожалуй, только я проголосовал против проекта документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви» (но не уверен, что счетная комиссия успела заметить мою одинокую руку). Немало делегатов потом говорили мне, что они при этом голосовании воздержались». При этом публицист не посчитал необходимым обосновать свое решение проголосовать против принятия документа.

Между тем, большинство членов Межсоборного присутствия проголосовали в поддержку проекта документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви». Было решено представить документ на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.

Стоит отметить, что протодиакон Андрей Кураев и ранее потворствовал богохульству. В своем комментарии, опубликованном в июне 2010 года, публицист заявил, что «определить объективные границы дозволенного в современном искусстве довольно сложно», и у него «наготове таких критериев сейчас нет». «И конечно, нельзя сказать, что религиозную символику использовать нельзя: тогда надо было бы отказаться от половины художественных произведений. Здесь важна скорее мотивация, намерения. Мы видим, что некоторые инсталляции и картины участвовали в самодуровской выставке и они же были представлены на выставке «Диалог» в Татьянинской церкви. Даже одно и то же произведение звучит по-разному в зависимости от контекста. Дальше оно зависит от того, как сам автор понимает месседж, который он закладывает в свое произведение», - считает протодиакон.

Клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев в интервью «Русской народной линии» дал нравственную оценку выступлению протодиакона Андрея Кураева в связи с отказом последнего поддержать документ, определяющий отношение Русской Церкви к богохульству и клевете.

Протоиерей Андрей Ткачев«Если поискать возможные оправдания для позиции отца Андрея Кураева, то можно думать, что ему как публицисту и журналисту приходится часто сталкиваться с людьми, которые избирают для себя враждебную к Церкви позицию, но он должен с ними вступать в коммуникацию. В данном случае он чувствует в них не столько врагов, сколько соперников, и косвенно отстаивает их право на свою точку зрения. Может быть, его выступление - это чисто интеллигентский эпатаж, желание не быть со всеми вместе, а создать какую-то видимость разномыслия.

Конечно, если человек делает такие заявления, но не поясняет своей позиции, хотя его позиция заметка в силу ее единственности, то в этом есть некий провокационный элемент. Протодиакону Андрею Кураеву следовало бы объясниться, почему он считает недостойным голосование за проект документа "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви", какие нюансы и оттенки этого документа, по его мнению, не отвечают насущным проблемам или нуждам Церкви.

Напротив, тем, кто проголосовал "за" принятие этого документа, меньше нужно пояснять свою позицию, потому что в их решении есть нечто самоочевидное. Есть такие кристально ясные и долгожданные документы, когда Церковь ждет ясно высказанной позиции по какому-либо вопросу, тогда мы все голосуем "за" его принятие, и нам в таких случаях не надо объяснять, почему мы так проголосовали.

Тот, кто голосует в одиночестве "против" принятия того или иного документа, в то время как подавляющее большинство единодушно голосует "за", противопоставляет себя большинству, он своим голосованием как бы показывает, что он умнее того большинства, которое проголосовало иначе. Если бы голоса разделились на две большие группы, например, 70% проголосовали бы "за", а 30% - "против", тогда нужно было бы проводить публичную дискуссию, предоставить сторонам возможность озвучить свои аргументы и вынести на суд церковной общественности результаты этой дискуссию. Но, если находится один человек, проголосовавших иначе, чем остальные, то он обязан объясниться, почему он проголосовал "против". Даже если бы он воздержался, то и тогда он должен бы пояснить, почему он не проголосовал "за". Протодиакон Андрей Кураев этого не сделал, напротив, он совершил эпатажный шаг, нанеся некую пощечину. Здесь, конечно, есть вызов. Его шаг требует пояснений.

Будем ждать дальнейшего развития сюжета. Думаю, что отцу Андрею Кураеву придется еще обязательно высказываться по этому поводу. При отсутствии объяснений с его стороны, его поступок соблазнителен».
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

33. Re: Кураевский соблазн

http://clck.ru/LJ/5t4T

32. Аргументы о. Андрея Кураева

Дорогие друзья! Вот пожалуйста почитайте объяснение о. Андреем своей позиции http://diak-kuraev.livejournal.com/164926.html#cutid1 В ЖЖ меня спросили, почему я был против проекта постановления о богохульстве и клевете Полностью ответ в ветке дискуссий не уместился, поэтому даю его отдельной темой. Главный свой аргумент я уже привел: друзей этот текст Церкви не прибавит, а число врагов умножит. Я просто вижу, какие именно места из этого текста и как будут использовать против нас. Кроме того, поскольку этот текст выйдет в дни празднования интронизации Патриарха Кирилла, именно его будут преподносить как итог двух лет нового понтификата. Многих пугает сближение Церкви и госвласти. Многие недоумевают – где границы этого сближения. В этом документе (при всех его редакторских вариантах) есть две главные проблемы: 1. Местами он написан с позиции власть имущего. Если бы в нем всецело была выдержана интонация жертвы, просящей о защите перед лицом чужой агрессии – было бы хорошо. Но тогда причем тут апелляция к законодательству ИМПЕРАТОРА Юстиниана? Он ведь грозил вполне земными карами за оскорбление Неба. В итоге документ в целом читается как угроза: «мы найдем управу на наших врагов!». 2. Непонятно, к кому он обращен. Если к людям церковным – им и так понятно, что богохульство это грех. Им надо просто предлагать средства исцеления от него - и всё (одно из них – игнорирование богохульных помыслов, неассоциирование себя с ними). Если же к людям нецерковным - то зачем там так много цитат из Писания и к чему угрозы вечными муками? Достаточно было бы ссылок на международные законодательные акты, квалифицирующие кощунства как недопустимое и аморальное поведение. А средства реакции церковного человека на клевету в СМИ и так уже были прописаны в Основах социальной концепции. Непонятен и контекст этого документа. Что такого произошло в жизни Церкви или вокруг нее, что именно сейчас понадобилось клеймить именно этот грех? При этом в документе нет ответа на два принципиальных ответа: 1. Кто полномочен подавать иск от имени оклеветанной Церкви? Если это сделает мирянин, будет ли он сочтен светским судом надлежащим истцом? Будет ли он поддержан церковным начальством? В какой форме? Например, будет ли Церковь оплачивать его судебные издержки? 2. Может ли священник подавать в светский суд за оскорбление своей веры и Церкви? Ап. Павел искал суда у кесаря. Но потом за подобные обращения клириков чаще карали. Лет 10 назад МК опубликовал откровенно клеветническую статью про меня. Я обратился к Управляющему делами Патриархии митр. Сергию. И попросил его узнать мнение Патриарха Алексия – могу ли я подать в суд. Через неделю Владыка сказал, что Святейший не благословил… Для меня это благословение на всю жизнь… Еще один вопрос: клевещут про многих. Но вот один священник подал иск и выиграл суд. А второй промолчал. В этом случае его молчание будет истолковано как отсутствие аргументов и согласие с обвинениями… И он не сможет сказать, что для него духовно недопустимо оправдываться. Ибо за такой ответ теперь его обвинят еще и в гордыне: ты, мол, считаешь себя духовнее первого пастыря. Как можно подавать в светский суд иск о богохульстве, если при этом в нашем документе богохульствоо понимается предельно широко: "В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημία, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни". В суд за НАМЕРЕНИЕ? А список святынь будет опубликован? Являются ли таковыми "екатеринбургские останки"? Ну не надо подражать мусульманам в стремлении запугать своих оппонентов. У нас разные основатели и разные образцы для подражания. Христианство сильно именно своим крестным бессилием. Наконец, в светском суде никак нельзя объяснить необходимость наказания за богохульство. Лишь Сам Оскорбленный мог бы подать такой иск. Кстати, странно, что среди возможных мер реакции на клевету и богохульство в проекте документа не предписывалось молитва за клеветника, не предлагалось Церкви усилить свои молитвы о нем. Сто лет назад даже отлучая Льва Толстого, Церковь не подала на него в гражданский суд, но обратилась к молитве: «Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь». Впрочем, впереди еще Архиерейский Собор. Возможно, там эти проблемные аспекты этого проекта будут замечены и исправлены.

Александр / 01.02.2011

31. 28. В.Семенко : Re: Кураевский соблазн

Именно.Документ и слабый, и ненужный.Кость для настроенных против Церкви неврастеников.А то, что Кураева придумывать не надо, момент определенно положительный.

30. На 28 В. Семенко: "Если бы Кураева небыло"

Мне тоже, не столько нравится пятая симфония Бетховина, сколько махание руками дерижёра, особенно с похмелья.

Николайяй / 31.01.2011

29. Голос в поддержку известного "миссионэра"

Называть о.Андрея "известным богословом" - тоже находится где-то на грани богохульства, поскольку Церкви известны лишь три богослова: Иоанн, Григорий и Симеон... Его же "богословствования" неоднократно нарушали все писаные и неписаные каноны. Вот, наименование "миссионэра" ему подходит в самый раз. Тем не менее, можно было бы и похвалить известного дьякона за его "бескомпромиссную" позицию, если бы он выступил по существу и заявил о том, что незачем вообще принимать подобного рода документы! Межсоборное присутствие, по сути, действует подобно религиозному министерству, принимающему ведомственные инструкции с целью пытаться регулировать всё и вся. Ведь в данном случае сам за себя говорит заголовок. Ну какое же может быть «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви»? Понятно ведь, что не положительное. Веками как то обходились без подобных инструкций, руководствуясь Преданием и Святым Духом. Теперь, получается, не можем, оскудели? В любом случае за подобным "благонамеренным" названием скрывается, похоже, не что иное, как инквизиционные намерения. Поживем, увидим. То ли еще будет...

28. Re: Кураевский соблазн

Документ довольно умеренный и местами, прямо скажем, половинчатый. То, что Кураев наезжает на него с либеральной стороны, просто вынуждает консерваторов поддерживать документ, "сплачиваясь вокруг Патриарха". Тем самым протодьякон объективно, по факту способствует укреплению церковного единства. Если бы Кураева не было, его следовало бы выдумать. Кроме того, посмотрите, как по-хозяйски, уверенно он рассуждает в своем ЖЖ о происходившем заседании. Похоже, что не боится прещений за свои собственные многочисленные богохульства…

В.Семенко / 31.01.2011

27. Re: Кураевский соблазн

Как протодьякон,о. Андрей он должен в идеале проливать свою кровь в защиту святости имени Божия и церковной святыни. Вместо этого он защищает богохульство. Значит, никакой он не дьякон. > Богохульство - одно из худших наследий революции и гонений на Церковь. Значит, он позиционирует себя, как революционер и наследник Ярославских. Богохульство стало неотъемлемой чертой западного коммерциализма Значит он - вместе с западными безбожниками- профанаторами. "Молоко Мадонны" - прости Господи. Стихия профанного и богохульного - демонская стихия. Значит он не считает для себя чуждым "ад всесмехливый". Пока он не выскажется определительно - все это тяготеет над ним. И еще. Он рекламирует то, чего другой человек стыдился бы. Право на бесчестие. Как "Бесы" Достоевского.

Николай / 31.01.2011

26. На 25. Князю: Навстречу осенним птицам

Никогда не стыдись того, кто перед тобой злословит ближнего; но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?" (Лествица. Слово 10)

Николайяй / 31.01.2011

25. "Стрелять так стрелять, но утки уже летят высоко"

"-Необходимо расстрелять тысячу человек и перекрасить Кремль в зеленый цвет. -Тов.Сталин, а зачем Кремль перекрашивать в зеленый цвет? -Значит с расстрелом все согласны". Кураев опять сработал гроотводом.Зеленым цветом, в который надо покрасить Кремль.Ну, естественно, буря возмущения, объяснится необходимо, товарищ.Но, Кураев, как известно, всем простил и никогда еще не действовал в одиночку и без согласования.Объяснений не будет.Кстати, решил проверить, требует ли о.Андрей объяснений от архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона за его участие в праздновании Хануки.Не нашел.Бывает.Есть утка, по которой разрешено стрелять и изредка даже лупить по клюву.Естественно, утке разрешено крякать и летать между дробинками. Речь стрелка, и кряканье дичи интересны.Кураев:"Дальше оно зависит от того, как сам автор понимает месседж, который он закладывает в свое произведение».Закладывают за воротник или страницу в книге, это да, это понятно.Но, месседж в произведение - это сильно, это по-русски.Не отстает и о.Андрей:"...но он должен с ними вступать в коммуникацию".Испытываешь некоторую неловкость и даже сочувствие за человека, обязанного, очевидно, не по своей воле вступать в эту самую, в "коммуникацию". Держитесь Кураев, "ваша служба и опасна, и трудна".

24. Критика в Церкви

Кртика - ружье на стене. В 1917 году тоже не мало было критиканов в адрес Св. Царя Николая II. Чем всё закончилось? Отцу Андрею давно высказывают неудовольствия многие монахи некоторых монастырей. А я его книги читал.... Но когда услышал его мат в Инете... Куда дальше? Это что за прлюрализм такой? Души осквернять? Высокой моралью учёного ... прикрываться и радоваться всяким "ночным волкам", мол они тоже добрые дела творят! Либеральщину-игрища устраивают. Или байк или Храм!

Виктор / 31.01.2011
Андрей Ткачев:
«Стерилизация нищих»:
Известный священник обличил фашистов в высоких кабинетах
02.07.2020
«А за чей счет?»: хейтеры в соцсетях недовольны
постройкой Главного Храма ВС РФ
16.06.2020
«Нельзя колоть всех подряд всем подряд»:
О коронавирусной вакцинации
12.06.2020
Как преодолеть 
«коронавирусную» депрессию
29.05.2020
«Зашьют в вас маленькую гниду»:
Известный пастырь в вопросе чипизации поддержал Михалкова
20.05.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Кому служат «оборотни в рясах»?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-11 05:54
Прошу защиты
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-11 05:50
Дочь Майкла Джексона в роли «Христа-лесбиянки»
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-07-11 05:49
Священник на нервной работе
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-11 05:43
Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии
Новый комментарий от Александр Волков
2020-07-11 05:28
Почему победил Путин
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-11 05:20
Черкесские активисты добились сноса памятника русским солдатам в Адлере
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-11 04:59