Соотношение сил между Россией и Западом сегодня такое, что в пору опустить руки, но мы не имеем права этого делать. Наша задача выстоять в самой, казалось бы, безвыходной ситуации. Мне сейчас вспоминается фильм по роману Юрия Бондарева «Горячий снег», в финальной части которого показано, как группа советских солдат не покинула свои позиции, несмотря на чудовищный перевес противника, выстояла и остановила немецкий танковый прорыв. И мы обязаны продолжать стоять, смело глядя в глаза врагу – это не бравада, а единственный способ выжить. Стоит нам испугаться, впасть в уныние – нам конец.
У нас есть главное – это наша Православная вера, наша Православная Церковь. Я убежден, что если Русская Православная Церковь сохранит единство и ясность цели, то восстановится и исцелится, в конце концов, и государство. В этой связи трудно переоценить прошедшие недавно XIX Рождественские чтения, которые были посвящены соработничеству Церкви и государства, соработничеству Церкви и общества. Наше священноначалие, особенно Святейший Патриарх Кирилл, остро чувствуют, что российская государственность нуждается в экстренной помощи. Кроме Русской Православной Церкви у Российского государства больше не осталось настоящих друзей. Растут оппозиционные настроения, которые грозят перерасти в «девятый вал» народной революции. Никто, кроме Русской Православной Церкви не сможет встать между обществом и государством, чтобы не позволить им окончательно истребить друг друга. Именно поэтому Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул в своем слове, открывающем Рождественские Чтения, что одной из острейших проблем современной России является конфликт культур, конфликт разных менталитетов, конфликт между миропониманием мигрантов и миропониманием коренного народа. Так четко это было сформулировано впервые.
Святейший Патриарх Кирилл очень хорошо понимает, что отсиживание в обороне сегодня для Церкви смертельно опасно. Наши внешние и внутренние враги, в том числе и внутрицерковные, хотят превратить Русскую Православную Церковь в резервацию, т.е. окончательно лишить ее животворящей и творческой силы. Но стояние в вере не тождественно стагнации. Стояние в вере сегодня предполагает максимальную творческую активность, и только в этой антиномии – стояния и активности – залог нашего спасения. Наступательная тактика, предлагаемая Святейшим Патриархом Кириллом, единственно правильная. Он смело заявляет, что необходимо на деле обеспечить правовое равноправие всех верующих. Особенно впечатляет его идея создания непрерывного православного образования, начиная с детского возраста.
Представляю, как сейчас завоют наши и зарубежные правозащитники, люто ненавидящие Христианство и пропагандирующие содомию. Представляю, как заскрежещут зубами ювенальные волки, желающие разорвать на куски и сожрать православную семью.
Как отрадно было услышать слова нашего Первосвятителя о том, что катехизическая деятельность должна осуществляться на всех уровнях и опираться на святоотеческую традицию. Полагаю, что очень расстроились, услышав эти слова, наши церковные миссионеры-либералы, утверждающие, что миссия не может опираться на традицию. Да и вообще, слово «миссионерство» ни разу не было произнесено с высокой кафедры Рождественских Чтений, настолько его дискредитировали некоторые известные протодьяконы и «миссионеры».
Из других выступлений я выделил бы слова Сергея Миронова о том, что следующий год будет для России судьбоносным, потому что ей придется выбирать вектор своего развития. Очень интересная мысль, свидетельствующая о том, что до сих пор российская правящая элита этот выбор еще не сделала. Возникает вопрос: а чем же она занималась все предыдущие годы? Министр образования Андрей Фурсенко очередной раз показал свое незнание основ русской педагогики, которая во главу угла всегда ставила нравственно воспитание. Господин Фурсенко считает, что нам не нужны специальные уроки воспитания, человек должен воспитываться своей профессией. Таким образом, категория воспитания для нашего министра оказывается лишней. Рекомендовал бы господину Фурсенко прочитать классиков русской педагогики – прежде всего Константина Ушинского.
Хорошие правильные слова о русской культуре, ее ведущей роли произнес министр культуры Александр Авдеев. Лишний раз убеждаешься, насколько важна для России вертикаль власти, пусть даже самая слабая. Стоило нашему Президенту всего лишь раз сделать акцент на прилагательном «русский», на понятиях «русская культура» и «русский народ», как оживилась и заговорила на правильном русском языке вся властная структура. И никуда нам от нашей вертикальности не деться.
По окончании Рождественских чтений вместе с сотрудниками РНЛ мы еще долго гуляли по территории Кремля, зашли в Успенский и Архангельский соборы, долго смотрели на колокольню Ивана Великого. Сердце и душа наполняются радостью и покоем от сознания того, что не можем мы проиграть, не имеем права проиграть, имея все это. Братья и сестры, когда вам будет совсем плохо, когда силы вас покинут, приходите в Кремль, посмотрите на Ивана Великого, и все пройдет.
А вечером Россия содрогнулась от страшного известия: в Домодедово совершен очередной теракт, показавший до какой степени может дойти конфликт культур. Не унимаются антирусские силы, хотят они, чтобы, говоря словами нигилиста Петеньки Верховенского, «затуманилась Русь», хотят, чтобы она опять начала призывать к топору.
Снова мы вспоминаем слова пророка Исайи: «Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Исаия 24:16). Злодеи хотят разбудить в России мертвую энергию революции, о которой писал Александр Блок: «Скука скушная смертная». Эта смертная скука – страшный предвестник будущей смуты. «Скука скушная» все сильней охватывает наше Отечество, все отчетливей проступает в лживых словах политиков и глумливом смехе наглых телевизионных харь. Противопоставить скушной смертной скуке можно только наши веру, надежду и любовь. Но для этого необходима всеобщая русская мобилизация. И я убежден, что Русская Православная Церковь сыграет здесь решающую роль и вдохнет державные силы в Российское государство.
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»
1. Вопрос в том, что делать...