Как директор православной гимназии я остро ощущаю проблему взаимоотношений детей с родителями. До тех пор, пока не организовано родительское сообщество, крайне сложно вообще заниматься воспитательной деятельностью с детьми. Ребенок – это лишь вершина айсберга, основная часть его массы – это родительское влияние, то есть то, что он там, в семье, видит, что он там чувствует. Очень часто родители, передавая своих детей в школы, чувствуют себя свободными от того педагогического процесса, который должен там проходить, и, желая получать уже готовый продукт, сами часто остаются безответственными, относясь без внимания к своему участию в деле воспитания ребенка, либо делая это грубо, однозначно, субъективно, не желая с педагогами сотрудничать в этом деле.
Поэтому неудивительны такие проявления крайней нетерпимости, грубости со стороны родителей в адрес педагогического сообщества. Думаю, что эта проблема в принципе должна решаться с самого верха, то есть с восстановления в нашей образовательной системе воспитательной линии, отчего долгое время Министерство образования Российской Федерации пыталось открещиваться, хотя в последнее время все больше разговоров ведется на эту тему. Нужно обратиться к воспитательной доктрине в системе образования для того, чтобы были добрые плоды, в том числе и плоды образовательных усилий.
Вместе с этим, дело директора - определять стратегию взаимодействия с родителями. Вообще, мудрые руководители учебных заведений говорят, что они набирают в школы не столько детей, сколько родителей, но не в смысле их материальных возможностей, а в смысле их согласия с педагогической, воспитательной стратегией директора и педагогического коллектива. Такая картина, конечно, может быть и исключением в какой-то доброй школе, потому что, как говорится, в семье не без урода.
То, что недавно произошло в одной из петербургских школ, во всяком случае, - явное указание и нынешнему, и прежнему директору, что родителей надо дисциплинировать не меньше, чем их детей. Нужно с ними регулярно общаться, выстраивать специально предназначенную для них систему воспитательной работы, в согласии с той системой, которая выстраивается при работе с детьми. Иначе, при глубинном непонимании того процесса, который происходит в школе, ожидать результат от воспитательной деятельности не приходится.
В подобной ситуации родители фактически становятся участниками басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука», в результате которой воз будет «и ныне там», то есть ущербность, ограниченность детского душевного состояния будет только развиваться к худшему, как телега, раздираемая различными векторами силы, направленными в разные стороны. Поэтому этот широко растиражированный случай является хорошим поводом для того, чтобы подумать об образовательной доктрине, которая рассматривала бы воспитание родителей, а не просто наказала бы виноватых, а потом забыла бы об этом случае как одном из парадоксальных.
Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии, специально для «Русской народной линии»