Как напоминает издание, общеобязательная школьная форма была отменена после крушения СССР. Однако во многих школах отмена формы привела к конфликтам между учащимися – не столько даже на национальной и религиозной почве, сколько на социальной: контраст между внешним видом детей из семей с разным достатком провоцировал напряжение. Поэтому в действующем законе об образовании школам дано право утверждать форму или правила одежды для своих учащихся, чем многие учебные заведения и воспользовались.
В связи с этим издание обратилось с вопросами к православным священнослужителям: может ли школа запрещать ношение мусульманской и иной «религиозно окрашенной» одежды своим ученикам, и как относится к идее введению обязательной школьной формы на государственном уровне?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает данный вопрос «очень деликатным». «В данном случае мы должны пройти между своего рода "Сциллой и Харибдой". С одной стороны, было бы очень вздорно, если бы мы вслед за французским президентом, объявившем светскость основой идентичности французов как нации, попытались бы нечто подобное учредить и в России и, руководствуясь принципом равноудаленности государства от всех религий, запретить именно в таком понимании и в таком ракурсе ношение приметных религиозных символов или одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность в школах», - сказал он. «С другой стороны, и излишнее подчеркивание тех или иных религиозно окрашенных видов одежды могло бы не способствовать мирной атмосфере в государственных учебных заведениях», - отметил отец Максим. «Едва ли не идеальным выходом в данном случае видится введение общеобязательной (может быть, не в едином стандарте, как это было в советское время) формы, параметры которой определялись бы самим учебным заведением в лице учителей и родителей учащихся», - заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает вполне допустимым носить в школе одежду, в которой присутствуют элементы той или иной религиозной традиции. «Самое главное, чтобы это не воспринималось окружающими как некий вызов или оскорбление. С другой стороны, полный разнобой в школьной одежде может быть не очень приятен с эстетической точки зрения», - сказал он. «Не знаю, стоит ли вводить единую школьную форму. Может быть, достаточно ограничиться требованиями или рекомендациями самого общего характера», - заключил отец Тихон.