Рассуждая на тему отношений Христианства с исламом, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «В западных странах некоторые люди бьют тревогу по поводу распространения ислама, причем он распространяется не только посредством миграции, то есть приезда в западноевропейские страны исламского населения, но и через обращение в ислам европейцев. Отчего это происходит? Это реакция на глубочайший кризис западного христианства. Если вера и Церковь перестают четко и ясно говорить людям, что есть добро, а что - зло, они перестают быть нужны. Если богословие становится служанкой светской философии, политкорректно обслуживая современную философскую и политическую моду, то оно перестает быть нужным. Такое богословие остается богословием в ученых кабинетах, в узком кругу элиты, но оно не затрагивает сердца миллионов людей. И то, что сегодня пустеют, например, протестантские храмы Западной Европы, является результатом этого глубочайшего кризиса в западном христианстве, в первую очередь, в протестантских конфессиях».
Вместе с тем, заметил Патриарх Кирилл, потребность в Христианстве в западном обществе есть. «Многие, кстати, становятся православными, сейчас наблюдается рост Православия в мире, и не потому, что оно политкорректно приспосабливается, - там, где Православие приспосабливается, оно немедленно вырождается, трансформируется, превращается в небольшое гетто. Но там, где Церковь продолжает настаивать на Божией правде, даже входя в культурный конфликт с окружающим миром, там все больше и больше позиция Церкви вызывает интерес и симпатию», - сказал он.
«Конечно, - продолжил Патриарх Кирилл, - всегда найдутся люди, которые, как некогда коммунисты, скажут: "Вы - пережиток прошлого. Ну почему вы не признаете гомосексуальные браки? Почему вы считаете, что свободный секс - это плохо?" Но если Церковь перестанет грех называть грехом, она перестанет быть нужной людям. Совесть можно разбудить тогда, когда вы говорите: "Это грех, это против Бога, Господь тебя накажет, подумай, что ты делаешь". Только такая логика заставит человека задуматься», - выразил уверенность Предстоятель.
«Конечно, многие снисходительно усмехнутся, отвернутся от такой проповеди. Но разве от апостолов не отворачивались язычники? "Послушаем тебя в другое время", - говорят апостолу Павлу в Ареопаге (Деян. 17:32), - мол, он пришел говорить глупости, а они - цвет эллинской мудрости. Мы все это проходили, все это было в истории Церкви. Поэтому - "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4:2)», - добавил он.
Что же касается интереса постхристианского общества к исламу, то, заметил Патриарх Кирилл, «интерес к исламу в западноевропейских странах очень часто порождается конкретной этикой исламской традиции, ее бескомпромиссностью».
«Что касается наших отношений с исламом, то в России, на Украине, на всем постсоветском пространстве у нас нет напряженных конфликтов, потому что есть общие темы для беседы, общие озабоченности - это сохранение религиозного фактора в человеческой жизни, это вопросы нравственности, вопросы защиты среды человеческого обитания и многое другое. Поэтому мы ведем диалог с исламом, но не для того, чтобы, как многие подозревают, создать общую религию, "сверхцерковь". Богу было угодно, чтобы мы родились православными, и мы ими должны быть. Наша задача - быть верными своей вере и в этой вере совершенствоваться, и тогда наш голос будет понятнее честным, благочестивым представителям других религий. Мы не стремимся к доктринальному сближению, мы пытаемся создать платформу для выражения совместной озабоченности относительно того, что происходит в современном мире. И можно сказать, что этот диалог сейчас идет с большим успехом», - заключил Патриарх Кирилл.