«Я, естественно, с самого начала, с самого рождения идеи Таможенного союза был ее сторонником и горячим проводником среди коллег-ученых и среди органов власти, как региональной, так и центральной, для которых я готовил соответствующие материалы. При президенте Кучме реализация идеи Таможенного союза с Украиной была более возможной, также ставилась задача синхронизированного входа России, Украины, Белоруссии и Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тогда же было парафировано соглашение о создании единого экономического пространства (ЕЭП) с участием всех четырех стран», - заявил в интервью нашему агентству известный экономист, директор Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, профессор Юрий Макогон, рассуждая о возможностях присоединения Украины к Таможенному союзу.
Как пишет «Российская газета», известный российский экономист, исполнительный секретарь наднационального органа Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев в беседе с журналистами выразил сожаление, что к Таможенному союзу не присоединилась Украина. С ней он был бы в 1,5-2 раза эффективнее. Впрочем, по мнению собеседника, Украина для Таможенного союза, равно как и Таможенный союз для Украины, не потеряна. Глазьев напомнил, что нынешний премьер Украины Николай Азаров был одним из инициаторов и создателей Единого экономического пространства "на четверых". И теперь новое украинское руководство может вполне реализовать эту идею. Несмотря на то, что Украина уже входит в ВТО, и ей потребуется менять Конституцию. "Выгоды для Украины при этом очевидны", - заключил Глазьев.
Как отметил, в свою очередь, Ю.Макогон, «с приходом Ющенко власти Украины стали развивать сугубо европейский вектор политики». «Однако нельзя развивать один вектор в отношениях в ущерб другим. Особенно это касается такой мощной транзитной державы на евразийском пространстве, как Украина», - добавил экономист.
«Украина имеет треть внешнеторгового оборота с Россией, Белоруссией и Казахстаном, треть - с двадцатью семью государствами - членами ЕС, а остальная треть приходится на остальной мир. Цифры показывают, что, по крайней мере, один вектор не должен развиваться в ущерб другому. И я по-прежнему являюсь сторонником идеи вхождения Украины в единое экономическое пространство», - продолжил ученый.
«Мы, как члены ВТО, теперь можем создавать зону свободной торговли, и здесь важно то, что такая формула возможна и при реализации идеи ЕЭП. Однако механизмы реализации этой идеи должны быть четко прописаны и базироваться на унифицированных положениях ВТО, то есть, иными словами, мы не можем иметь, как члены ВТО, свою таможенную политику, не согласовав ее с ВТО. Но ведь Россия, Казахстан и Белоруссия совместно также собираются вступать в ВТО и будут соответствующим образом унифицировать свои законодательные механизмы», - отметил Ю.Макогон.
«Так что я не вижу особых препятствий для создания такого формата Таможенного союза. Мы, правда, в большей степени употребляем в данном случае понятие «зона свободной торговли», потому что Таможенный союз уже создан с участием трех государств, а в дальнейшем, уже к середине лета, они ставят перед собой задачу перейти к формуле зоны свободной торговли. Тем более граница с Белоруссией и Россией у Украины самая протяженная, хотя при этом вся западная граница - это граница с Евросоюзом. Однако мы усматриваем в этом только возможности для совершенствования, но не препятствия к реализации идеи зоны свободной торговли», - подчеркнул Юрий Макогон.