Открыл круглый стол один из его организаторов Олег Иванов, который рассказал о том, как родилась идея круглого стола, а также об инициативе Общества по учреждению премии «Лучшая христианская книга года». Затем выступил руководитель Христианского библиографического общества, преподаватель Московской Духовной Академии, иеромонах Евфимий (Моисеев). Он выразил надежду, что нынешний Круглый стол станет началом широкой общественной дискуссии на тему христианских ценностей. Отец Евфимий также посчитал необходимым перед началом дискуссии уточнить терминологию, поскольку термин «христианские», вместо «православные» у некоторых вызывает смущение. Как отметил священнослужитель, это сделано специально, поскольку в последнее время возникла тревожная тенденция, когда понятия православие и христианство перестали отождествляться. Напротив, христианство все чаще в СМИ и научной литературе отождествляется с инославием и даже сектантством. Именно с целью подчеркнуть тот факт, что православие это и есть истинное христианство, инициаторы круглого стола решили в таких терминах поставить проблему. Выступивший следом модератор Круглого стола научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт», декан Высшей школы журналистики Александр Привалов подчеркнул, что христианские ценности и современная литература должны сотрудничать и призвал участников заседания обсудить пути и способы такого сотрудничества.
С докладами на круглом столе выступили известная православная писательница Олеся Николаева и философ, доцент Философского факультета МГУ Алексей Козырев. Олеся Николаева в своем выступлении отметила, что в нашей стране произошла по сути ментальная революция, что негативно влияет на сегодняшние общественные процессы. Она подчеркнула также, что западный либерализм и христианство по-разному понимают что есть истина и какими должны быть ценности: «Мы вроде бы говорим одними словами, но вкладываем в них разный смысл». Этот ментальный слом в сознании русского народа, по мнению докладчицы, произошел под влиянием западных традиций, он неизбежно отразился и на современной литературе, в которой стал господствовать западный тип понимания ценностей. Даже советская литература несла в себе отблески христианства, чего сейчас все меньше замечается в современной литературе, считает Олеся Николаева. Она сформулировала важный, на ее взгляд, тезис: чем художественнее литературное произведение, тем оно ближе к христианству. Не случайно Господь в некоторых богослужебных текстах назван Художником. О.Николаева заметила также, что сейчас часто высказывается мнение, что у нас нет литературы. Литература, по ее мнению, у нас есть, и показательно, что престижные премии в последнее время получают именно православные писатели. Проблема наша в другом, убеждена писательница, - сейчас, к сожалению, литературу плохо издают и мало читают.
Алексей Козырев в своем выступлении отметил, что литература какое-то время назад занимала в нашем обществе место философии. Однако, современная литература утратила этот философоцентрический статус, которым обладала русская литература 19 века. Современная литература все чаще мыслит себя как развлекательная. Как исключение из этого правила Козырев привел в пример произведения Бориса Акунина, а главного героя их, Эраста Фандорина, назвал героем нашего времени. При этом философ подчеркнул, что его тревожит тот факт, что акунинский Фандорин в своих духовных поисках далек от православия. В этот он видит проявление важной тенденции, что проповедь Церкви не доходит до общества, плохо транслируется обществу. Козырев также сформулировал тезис, с которым затем полемизировали многие участники Круглого стола. На его взгляд, христианские ценности должны быть приплюсованы к общечеловеческим (гуманистическим) ценностям.
Выступивший в ходе полемики руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Владимир Вигилянский оспорил тезис Козырева о том, что гуманистические и христианские ценности тождественны. Отец Владимир также отметил такую важную тенденцию: чем меньше неталантливый человек говорит о христианстве, тем лучше для христианства. По его мнению, настоящая литература и без внешних христианских признаков может быть по сути христианской.
Декан Философского факультета МГУ, профессор Владимир Миронов также не согласился со своим коллегой А.Козыревым, он скептически отнесся к самому понятию общечеловеческие ценности. По мнению профессора, чаще всего за них выдают ценности какого-нибудь этноса или региона.
Руководитель службы коммуникации Ивановской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) обратил внимание на тот факт, что ценности в христианстве всегда иерархичны. Иерархию ценностей всегда нужно показывать, и это всегда делала и делает подлинная литература. Понятие об иерархии ценностей всегда было присуще русской литературе, даже в советский период, заметил отец Макарий и привел в пример произведения Аркадия Гайдара.
Представитель Администрации Президента России Александр Смирнов, который также принял участие в работе Круглого стола, подверг критике современную практику воспитания молодежи, отметив, что даже пресловутый Моральный кодекс молодого строителя коммунизма был выше по своим нравственным установкам, чем то, что сейчас проповедуют многие СМИ.
Известный литератор, ректор Литературного института им. А.М.Горького, сопредседатель Союза писателей России Борис Тарасов в своем выступлении напомнил мысль известного русского философа Владимира Соловьева, что для непреображенного человека бессмысленны вопросы, типа «что делать?» или, применительно к современной ситуации, «как преобразовать Россию?». Идеи свободы, равенства и братства, как заметил ученый, только тогда будут конструктивны, когда они обращены к «высшему человеку», а не к «низшему». В противном случае эти идеи теряют свой первоначально возвышенный смысл и превращаются в примитивные лозунги. В современном обществе, по мнению Б.Тарасова, иерархия ценностей фактически перевернута, нам надо прежде всего воспитывать человека.
Выступивший в ходе дискуссии преподаватель Филологического факультета МГУ, известный писатель Алексей Варламов отметил, что даже в советское время христианские ценности оставались в литературе, а сегодня, к сожалению, многое делается для того, чтобы их искоренить. Этому служат зачастую и недальновидные действия власти. В качестве негативного примера он привел историю с внедрением ЕГЭ в школу, в результате чего практически сведено на нет преподавание литературы в школе. Современное государство, по мнению писателя, ничего не делает и для того, чтобы «спасти народ от телевидения». Это он назвал одной из важнейших современных проблем. При этом наши идейные противники, отметил Варламов, избегают участия в дискуссиях, действуя «за кулисой». Он поддержал ту мысль, что главная проблема современной литературы - это не проблема писателей, это проблема читателей. Писатель призвал научную и литературную общественность смелее поднимать свой голос для борьбы с негативными тенденциями.
Выступившая в ходе дискуссии представитель благотворительного фонда Ольга Барковец рассказала об опросе 12-15-летних учеников кадетских корпусов из города Вологды на тему христианских ценностей. Она зачитала выдержки из анкет, в которых подростки дают порой глубокие и поучительные ответы на непростые вопросы.
Известный писатель, протоиерей Николай Агафонов из Самары, говоря о современной ситуации, был оптимистичен. По его мнению, мы должны пройти какой-то рубеж, и ситуация с литературой изменится. Он привел примеры из своего личного опыта, из своих поездок по селам Самарской области, встреч с простыми людьми, которые живо откликаются на писательское слово, стараются следить за литературой, хотя редко имеют возможность выписывать журналы. Все это вселяет надежду, что литература не умерла, заметил писатель-священник.
Подводя итоги дискуссии, Александр Привалов заметил, что после обсуждения он сделал вывод, что все обстоит несколько лучше, чем он себе представлял, собираясь принять участие в Круглом столе. Ситуация с литературой печальна, но не все потеряно. В свою очередь иеромонах Евфимий, подводя итоги Круглого стола, сделал важное наблюдение, которое, на его взгляд, нуждается в дальнейшем серьезном обсуждении, - русская художественная литература является скрытым проводником христианских ценностей. Именно литература готовит почву для восприятия религиозных ценностей. И это является, по мнению священнослужителя, основой для взаимодействия литераторов и священнослужителей.