Газета "Коммерсант" и другие российские СМИ сообщили, что Минкультуры России приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери, датируемой XII-XIV вв., из Русского музея в храм Александра Невского, недавно построенный в коттеджном поселке "Княжье озеро" в Истринском районе, сообщает Regions.Ru. В настоящее время создается экспертная группа, которая должна определить состояние иконы, возможность ее транспортировки и сроки ее экспонирования.
Инициатором временной передачи иконы выступил Сергей Шмаков, отец шестерых детей, учредитель благотворительного фонда "Иваново дело", президент строительной компании "Сапсан", реализующей проект "Княжье озеро", и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона.
Руководитель пресс-службы Министерства культуры России Наталия Уварова сообщила, что с просьбой рассмотреть возможность временной передачи иконы к министру культуры Александру Авдееву обратился Патриарх, а министерство попросило Русский музей найти возможность передать эту икону на кратковременное экспонирование, чтобы освятить ею новопостроенный храм.
Между тем, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский заявил, что в Московской Патриархии ничего об этом не знают. Он также подчеркнул, что Церковь "больше всех заинтересована в том, чтобы иконы сохранялись, и никогда не будет требовать для поклонения икону, которая находится в плохом состоянии или если не гарантирована ее сохранность при транспортировке и хранении в храме".
Вместе с тем он выразил радость в связи с новостью о временной передаче иконы. "Насколько известно, эта икона находится в запасниках Русского музея, так же как находятся тысячи других икон, которые никогда не выставляются даже для музейного обозрения, а не только для поклонения верующих. И любая возможность употребления иконы по главному ее назначению - это, конечно, положительный факт", - заявил священник.
Это вновь всколыхнуло полемику на тему "Церковь и памятники древнерусского искусства" (в последний раз такие споры разгорелись вокруг так и не состоявшейся временной передачи самой знаменитой русской иконы - "Троицы" Рублева - в Троице-Сергиеву лавру). Церковь настаивает, что имеет право поднимать вопрос о том, чтобы особо почитаемые иконы (по большей части реквизированные у нее во времена гонений) могли бы на время быть явлены верующим. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства - не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников. В данном случае масла в огонь подливает и то, что икону предполагается явить не всем верующим, а жителям элитного поселка, куда посторонним не попасть. Regions.Ru обратились к священнослужителям и экспертам с просьбой прокомментировать эту ситуацию.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, считает, что икона должна жить в храме. "Икона живет в храме. Она писалась для того, чтобы перед ней молились - это ее истинное предназначение. Однако сейчас зачастую иконы находятся в музеях, где они не сохраняются, а погибают. И их "смерть" - это общенациональная проблема, а не музейная", - сказал отец Игорь. К счастью, отметил он, бывают случаи, когда иконы передают из музеев в монастыри и храмы. "И вот тогда у верующего появляется возможность помолиться перед иконой, ранее находившейся в запасниках", - подчеркнул священник. "Конечно, если икона будет находиться в храме, в который людей не будут пускать помолиться, то это безобразие. Если же речь только о том, что до храма, о котором идет речь, трудно добраться, то в этом я ничего страшного не вижу: Россия большая, до любого храма могут добраться отнюдь не все", - заявил протоиерей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что манера считать церковное наследие общенародным достоянием - пережиток советских времен. "Сейчас на всех храмах висят памятные доски, на которых написано, что это памятники архитектуры и они являются национальным достоянием и охраняются государством. На мой взгляд, это пережитки еще советского периода, тогда церковное достояние было объявлено народным. Выстраивание церковных и политических отношений должно быть более грамотным и детальным, от этого зависит наше будущее",- подчеркнул он. "Прочие же споры мне кажутся надуманными. Никто же не предлагает навсегда изъять икону из музея и навсегда оставить ее в закрытом поселке. Пусть перед нею помолятся верующие",- подытожил отец Александр.
Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что икона должна быть в храме. "Икона изначально писалась для храма. Это не картина, не скульптура, это предмет культа и богослужения и она должна находится в церкви. Икона должна быть возвращена или отправлена туда, где будет доступна всем - это аксиома",- сказал Виктор Петрович. "Сегодня мало кто вспоминает, что все реставрационные работы над церквями и соборами ведутся за счет частных предпринимателей, а не за счет государства, - под тем предлогом, что сейчас Церковь отделена от государства. Нужно заново выстраивать отношения между властью и Церковью", - заключил ученый.