Священник Божидар Главев: "Рок-музыка деструктивно влияет на личность"

Бывший рок-музыкант отметил, что рок не только умалчивает о некоторых грехах, но и возводит их в культ

0
491
Время на чтение 4 минуты
Священник Божидар Главев "Я обратился к рок-музыке, потому что меня в ней привлекала критичность к некоторым общественным явлениям. Человек живет в этом мире и имеет критический взгляд на недуги, которые видит. На определенном этапе рок-музыка его удовлетворяет как оценка этой действительности. Впоследствии, однако, оказывается, что оценка, которую дают ей рок и его средства, крайне недостаточна. Возьмем, к примеру, лицемерие. Этот недуг рок разоблачает, но не более того. Меня, находящегося тогда на этапе поисков, рок не удовлетворял. Когда встает вопрос о проблемах личности, рок там исключительно слаб и недостаточен. Он некритичен к личностным проблемам, к вопросу о том, что есть грех, если говорить на религиозном языке. Рок не только умалчивает о некоторых грехах, но временами и возводит их в культ. Отсюда возникают серьезные проблемы - рок-музыка деструктивно влияет на личность", - заявил священник Божидар Главев, клирик Болгарской Православной Церкви, бывший рок-музыкант, который в середине 80-х годов прошлого века стал одним из основателей рок-группы "Агат". Интервью священника опубликовано на сайте Православие.Бг.

"Тогда, конечно, я не осознавал это полностью. Но видел тот заколдованный круг, в который рок втягивает людей. Протестуешь против каких-то проблем, но не вникаешь глубоко в их сущность. То есть говоришь о проблеме, но не предлагаешь ее решения. Именно такое решение моих проблем я нашел в христианской православной вере. Избегаю говорить "религия", потому что под этим словом подразумеваются все виды вероисповеданий. Поэтому говорю о Православной вере в Спасителя Иисуса Христа, которую Господь оставил на земле. Она истинна и неподдельна. В остальных религиях есть различные человеческие примеси, а в ней нет. И именно это хорошо. Даже можно сказать, что она скандальнее самой рок-музыки. Если современный человек действительно хочет быть скандализован, то должен обратиться к православной вере, узнать ее. И не путать ее с тем церковным бытом, о котором у него есть свои представления. На христианские праздники, когда человек заходит в храм и осматривается, ему кажется, что вера - это именно то, что он видит. Но в действительности ничего общего нет. Православная вера открывается в повседневности, в буднях и праздниках Церкви, в постах. В деятельной православной жизни", - отметил отец Божидар.

Отвечая на вопрос, как он относится к остальным членам рок-группы "Агат", священник сказал: "Я жалею их. Потому что с позиции веры и человека, идущего по этому пути, они сегодня выглядят как на фотографии. Как будто застыли. Какими они были 20 лет тому назад (страшно подумать, сколько лет прошло с тех пор), такие и теперь. Эти люди застыли. И мне это не нравится. Поэтому я их жалею. Но не осуждаю. Я хотел бы видеть человека в развитии. А вместе с тем вижу, что их реакции и разговоры все те же. Даже страшновато. Прошло 20 лет. Ты ожидаешь увидеть другого человека - выросшего, развившегося. Плохо то, что такое поведение в рок-музыке в целом одобряется. И они - не самый тяжелый случай. Есть рок-звезды, которым уже по 60 лет и они не могут понять, что уже старики".

"Сейчас я гораздо более критичен. Мне задавали вопрос: "Хорошо, ты пошел по пути веры, но независимо от этого опять можешь проявлять свой музыкальный талант. В Церкви можешь его проявлять. Почему ты этого не делаешь?" Я в этом отношении очень сдержан. Человек становится критичным по отношению к себе. Важно не то, что ты выражаешь себя, а важно, что именно ты выражаешь. Православная вера - чистое зеркало, она дает возможность посмотреть внутрь себя. Это не кривое зеркало себялюбия, которое всегда показывает, какие мы хорошие и сколько ценных вещей можем предложить людям. Православная вера - это нечто противоположное. Она позволяет взглянуть на себя очень критически. Человек задумывается: "Может быть нужно серьезно поработать над собой, прежде чем заниматься общественными делами?" Я благодарю Господа за то, что как сельский священник чувствую себя хорошо. Существует некоторый общественный интерес ко мне, связанный с моим прошлым. Сейчас я как православный священник выступаю перед меньшим количеством людей. И ответственность меньше. Мне даже страшно подумать, что некоторые люди, благодаря СМИ, имеют возможность проявить себя перед аудиториями, состоящими из тысяч, а иногда и миллионов людей. Это для меня исключительно уродливая ситуация. Одно дело, когда ты выступаешь перед 10, 20, 100 или 200 слушателями. Но когда выходишь перед миллионами и несешь такую ответственность - думаю, это не под силу обыкновенному человеку. Так что в данный момент я чувствую себя хорошо. Подобного самовыражения не ищу. И нет ничего такого, чего бы мне не хватало", - признался болгарский священник.

"Здесь наступил момент высказать еще одно мое разочарование в рок-музыке. Я всегда воспринимал ее как альтернативу статус-кво. Но, если Вы заметили, рок-музыка в мировом масштабе становится частью статус-кво, а это достаточно противно. Мы видим рок-музыкантов в дорогих лимузинах как проповедников той самой роскоши, против которой они восставали в начале. Это падение рок-музыки. Она начала проповедовать и рекламировать то, против чего восставала. Она потеряла свой первоначальный капитал и превратилась в часть статус-кво, к сожалению", - отметил бывший рок-музыкант.

"Целостную оценку я избегаю давать. Потому что действительно есть очень много людей, которые все еще слушают рок-музыку из-за ее изначального бунта против социальной несправедливости. Если бы она осталась на этом этапе своего развития, то могла бы сыграть некоторую положительную роль. Но неправильно, чтобы человек оставался зацементированным в рок-музыке, это нехорошо. Рок крайне недостаточен для развития и осуществления личных поисков современного человека. Поэтому и существуют проблема наркотиков, хотя это совсем отдельная тема. Это желание спрятаться от реальности, потому что рок-музыка не дает человеку то, что он ищет. Он находится в заколдованном круге и ищет какой-то выход. Мы можем смотреть на рок как на некий современный наркотик. Поэтому эти две вещи (рок и наркотики) идут рука об руку. Смешно, когда проводятся фестивали под девизом "Рок против наркотиков". Это то же самое, как "собака против сосисок". Абсурд!" - справедливо отметил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00