Приветствуя собравшихся в студии, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о том, почему он осуществляет свой первый зарубежный пастырский визит на Украину. Патриарх Кирилл подчеркнул, что именно из Киева пошла Русь и выразил предположение, что именно здесь, на Украине, будет во многом решаться общее будущее восточнославянских народов.
Вспоминая о своей интронизации, Его Святейшество рассказал, что, получив из рук митрополита Киевского Владимира жезл святителя Петра, уроженца Украины, носившего титул митрополита Киевского и перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву, он ощутил особую сопричастность к истории Киевской Руси.
Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что он приехал к своей пастве на Украине в первую очередь, чтобы услышать голос этой паствы. Пастырство - процесс двухсторонний, продолжил он, если пастырь замкнется в себе, он потеряет контакт с паствой. В этом контексте Патриарх предложил рассматривать его визит скорее не как пастырский, а как паломнический.
Отвечая на вопрос известного украинского историка академика Петра Толочко о своем отношении к симфонии в церковно-государственных отношениях, Патриарх Кирилл отметил, что теория симфонии, сформулированная в Византийской империи, была идеальным проектом и по этой причине просто не могла осуществиться в полной мере в реальной истории. Однако эта идея имела огромную значимость - в том числе в истории допетровской России.
Критикуя Императора Петра за насильственное привнесение в русские реалии западных образцов, Патриарх напомнил, что в своей церковной политике Петр не только упразднил Патриаршество, но и отменил особый статус Киевского митрополита, должность которого ранее оставалась выборной. Предстоятель Русской Церкви отметил, что в современных условиях Русская Церковь рассматривает "симфонию" как, с одной стороны, автономию по отношению к государству, а с другой - как сотрудничество со светскими властями в таких сферах как нравственность и культура.
Обращаясь к Патриарху, популярный актер и режиссер Федор Бондарчук - считающий своей Отчизной Россию, но не забывающий о своих украинских корнях - выразил глубокую обеспокоенность в связи с попытками разобщить Украину и Россию. На этом фоне большую радость Бондарчука вызвали два телевизионных проекта, осуществленных недавно в обеих республиках: "Имя России" и "Великие украинцы". В обоих случаях "победителями" стали два древнерусских князя - Александр Невский и Ярослав Мудрый. Патриарх Кирилл напомнил собравшимся, что он лично представлял имя Александра Невского в российском проекте. Сначала предложение выступить в этом проекте вызвало у него настороженность, поскольку, по его убеждению, присутствие Церкви в масс-медиа должно быть "дозированным", однако затем, поняв, что "именем России" может стать Сталин или Ленин, он принял участие в проекте. Главным успехом обоих проектов Патриарх считает то обстоятельство, что "победителями" стали личности объединяющие, а не разделяющие.
Популярный актер Владимир Гостюхин спросил об отношении Патриарха к фальсификациям истории - в частности, истории Великой Отечественной войны. Предстоятель Русской Церкви ответил, что он "плохо относится" к такого рода фальсификациям, напомнив, что в ХХ веке имели место две крупномасштабные попытки такого рода: советская, когда "вся история начиналась с 1917 года", и нацистская. Обе эти попытки потерпели полный крах. Коснувшись недавней резолюции ОБСЕ, приравнивавшей сталинизм к нацизму, Патриарх, отметив, что он ни в коей мере не оправдывает режим Сталина (и его отец и его дед были узниками ГУЛАГа), выразил мнение, что уравнивать два режима все же нельзя: нацизм отличается от любой другой репрессивной идеологии своим особым человеконенавистничеством. "И в нацизме, и в сталинизме есть репрессии, и против своего собственного народа тоже, как и во многих других режимов, которые существовали". "Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством... Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей. Вот почему еще нельзя ставить все на один уровень", - подчеркнул Патриарх.
"Ложь историческая порождает ложь современной жизни. На лжи нельзя построить человеческого благополучия, на лжи нельзя построит человеческого счастья. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь, а дьявол - отец лжи, закладываем в основу бытия народа. И такие эксперименты не проходят", - передает слова Патриарха "Интерфакс-Украина". Предстоятель РПЦ также добавил, что такие эксперименты "всегда рухнут, но крушение их, к сожалению, увлекает за собой человеческие жертвы, в прямом и переносном смысле слова".
Комментируя по просьбе известной актрисы Натальи Варлей нынешний финансовый кризис, Патриарх Кирилл отметил, что ситуация, сложившаяся в течение последнего года - не самая тяжелая в истории стран бывшего СССР. Кризис, обрушившийся на эти республики в начале 90-х, был гораздо острее. Одну из главных причин кризиса Предстоятель Русской Церкви видит в "торговле фантиками", когда огромные состояния наживались на манипуляциях с ценными бумагами. Патриарх выразил надежду, что нынешний кризис поможет понять, что допустимо, а что недопустимо в экономике.
Отвечая на вопрос певицы Таисии Повалий о том, что может сделать Церковь, чтобы духовные ценности стали для наших современников выше материальных, Патриарх Кирилл отметил необходимость проповеди христианской аскезы. Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что аскеза - это вовсе не "жизнь в пещере и постоянный пост", а способность регулировать свои инстинкты.
Актер и тележурналист Борис Корчемников спросил Патриарха, почему послание Церкви до сих по остается "шифром" для большинства молодежи. Отвечая на этот вопрос, Патриарх Кирилл заметил, что в данном случае следует поразмышлять о соотношении христианского послания и культуры. У молодежи есть своя ярко выраженная субкультура, продолжил Патриарх, но она есть и у пенсионеров, и у священнослужителей: "ведь я пришел к вам не в джинсах, а в рясе". С одной стороны, наличие субкультур придает жизни "многоцветность", а с другой - представляет собой вызов целостности человеческой общины. По словам Патриарха, когда Господь наш Иисус Христос пришел в мир, Он тоже был носителем своей субкультуры, но при этом никому ее не навязывал. Выбор в пользу отказа от узкого субкультурного подхода Церковь сделала в 51 году по Р.Х. на Иерусалимском соборе апостолов, продолжил Патриарх. Этот собор должен быть примером для Церкви и сегодня: она не должна ограничивать свою проповедь комфортной "православной субкультурой", но в то же время ни в коем случае не должна заниматься заигрыванием с теми, к кому эта проповедь обращена.
В заключение Патриарх Кирилл рассказал о своей мечте: чтобы верующие научились мотивировать свои поступки христианскими убеждениями. "Это моя мечта, - признался предстоятель Русской Церкви, - но многие реальные проекты начинались с мечты". Он также выразил пожелание, чтобы Господь сохранил Украину и ее народ, чтоб Он исцелил язвы, которые терзают сегодня украинское общество.