"Возможно ли успешное развитие гражданского общества при отсутствии у мигрантов уважения к культуре принявшей их страны?" - с таким вопросом обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что мигранту сейчас даже и при желании трудно получить необходимые для жизни в России познания. "Взаимодействие цивилизаций неизбежно. В той цивилизационной модели, в которой мы живем, от него никуда не уйти. Запретить миграцию невозможно, а необходимость ее разумно ограничивать все и так понимают. Понятно и то, что государство в первую очередь должно заботиться о своем населении, своих гражданах", - сказал священник.
"Конечно, нужно, чтобы приезжие вели себя с уважением. А для этого нужно, чтобы они нас понимали. Нужны курсы, где бы их знакомили с русским языком, с православием, с русской культурой. А пока что и тем мигрантам, которые хотели бы изучить нашу культуру это не так и просто сделать", - отметил он. "Добавлю, что культуры не бывает без культа, а значит, без изучения религии, в данном случае православия, они эту культуру так и не узнают. На разговоры о том. что, мол, мусульмане будут обижаться, отвечу, что если бы у меня были бы дети и жил бы я в Самарканде, то я счел бы необходимым, чтобы мои дети прослушали бы курс основ ислама, чтобы они просто адекватно могли существовать в том обществе, в котором они живут. Это не значит, что им придется отречься от православия", - считает он.
"Если мы хотим, чтобы уважение к нашей культуре появилось у приезжих и чтобы мы понимали их лучше, нужно предложить им православные ценности, на которых зиждется наша культура. Люди везут сюда свой труд и они вправе получить здесь какие-то материальные блага, а мы вправе предложить им высочайшие ценности, которые предлагает православие. Пока православие предстает перед мигрантами в виде скинхедов и маргинальных шовинистов, они боятся - так возникают различные нездоровые тенденции. Когда же они узнают само учение православия, все будет по-другому. Диалог цивилизаций будет происходить гораздо более мирно, как это было в Российской империи, где все уважали царя, жили очень мирно и толерантно", - уверен отец Сергий.
"Во взаимодействии языков тоже ничего особенно дурного нет. Это естественный процесс. Даже появление заимствование иноязычных слов и выражений (например, в жаргонах) - это вполне нормально, оно может и обогащать язык. Важно, какое смысловое наполнение и эмоциональную окраску он приобретает. В конце концов, в русском языке давно прижилось множество заимствованных слов - и с Востока, и с Запада", - напомнил он.
Со своей стороны, иеромонах Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что в настоящей ситуации мигрантам нас не за что уважать. "Невозможно уважать нацию, руководство которой не уважает собственную культуру. Когда столько лет подряд не удается добиться, чтобы в школах давались элементарные знания о православии, на котором эта культура держится, это нельзя понять иначе как сознательный отказ от собственных корней. Так за что же нас уважать тем, кто за свою культуру держится и активно ее внедряет?" - сказал он.
"Пока Россия не наберется смелости быть собою, все разговоры о толерантности бессмысленны. Никакого отношения к национальному достоинству такая толерантность не имеет. Нужно сначала навести порядок в собственном образовании, вспомнив о богооткровенных истинах, которыми всегда питалась и культура и дух нашего народа. Нужно навести порядок на собственном телевидении, чтобы оно прекратило глумиться над моральными нормами, которые разделяет подавляющее большинство у нас в стране. Вот тогда можно будет требовать уважения от других народов", - сказал отец Лука.
"Надо сказать, что многие конкретные руководители не таковы: некоторые из них смело и ясно исповедуют настоящие ценности. В этом отношении хотелось бы подчеркнуть добрый опыт нашей Рязанской губернии, где областное министерство образования и наша епархия подписали документы о сотрудничестве и во многих вопросах действуют сообща. Хотя в чем-то нас и сдерживает общероссийская инертность", - добавил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак подчеркнул, что проблема обучения русскому языку, русским традициям у мигрантов действительно существует. "Мигранты, безусловно, должны уважительно относиться к той стране, где они находятся. На мой взгляд, это очевидная истина. Понятно, что если приезжие будут вести себя недостойным образом, это вызовет волну недовольства, если гости не ценят обычаев и традиций принимающей страны, то это вызовет негативную реакцию", - сказал он.
"Но мы, русские, сами утрачиваем свои традиции. Я имею в первую очередь традиции духовные, но то же касается и культуры вообще, и русского языка: их не ценят и не берегут. Люди часто говорят плохо, невнятно, убого. Новояз, созданный в интернете, проникает и в устную речь. Размываются нормы языка, меняется словоупотребление, и молодые русские люди часто не знают самых элементарных правил родной речи. Сложно упрекать мигрантов, которые плохо говорят по-русски, когда мы сами свой язык забываем. Если б у нашего народа были крепкие собственные традиции и мы сохраняли бы культуру в ее чистом виде, то многих проблем бы просто не возникало. Иностранцы поддавались бы притяжению высокой культуры", - отметил отец Андрей. "Вполне очевидно также, что, оказавшись в чужой среде, люди должны учитывать факторы, которые формировали ее традиции. Опять же, если мы сами попадаем в чужую среду, мы же стараемся ее уважать - на Востоке, в Западной Европе. А как у нас приезжие могут понять основы культуры, когда мы их сами позабыли?" - недоумевает он.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что нужно обращаться в первую очередь к тем, чей авторитет признают сами мигранты. "Прежде всего признаем очевидное: этнические русские вымирают. Следовательно, надо искать возможности передать русскую культуру будущему поколению, из кого бы в этническом смысле оно ни состояло", - сказал он.
"Если мы примем такое стратегическое понимание развития, то мы будем соответственно относиться к этим людям. Нам нужно делить людей не на приезжих и местных, а на тех, кто хочет или не хочет глубоко усваивать культуру страны, где они живут. Тех, кто хочет, нужно стратегически продвигать, а они в свою очередь будут нести эту культуру тем, кто не был готов уважать ее прежде. Речь идет о выявлении лидеров, лучших представителей своего народа. Не надо требовать, чтобы они отказывались от своего опыта и культурного наследия, - но нужно добиться, чтобы они учитывали наш опыт и добавляли его к своему. Мудрый человек всегда будет готов воспринять опыт другой нации", - считает отец Иоанн. "Такая политика принесет плоды не сразу, но через 10-20 лет общество будет освобождено от таких проблем, как национальная нетерпимость", - подчеркнул он.