Как сообщает сайт Нижегородской епархии, семинар прошел в Центральной городской библиотеке (ЦГБ) Нижнего Новгорода. Темой семинара стало "Предупреждение воздействия на молодежь деструктивной информации и вовлечения в организации тоталитарного и оккультного характера".
Доклад на тему "Псевдорелигиозные тоталитарные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации" прочел кандидат богословия, преподаватель сектоведения Московской духовной академии Роман Конь, который также преподает в Нижегородской и Коломенской духовных семинариях. В своем докладе он рассказал о самых распространенных в нашей стране сектах, таких как "Свидетели Иеговы", адепты "Сознания Кришны", о "наукообразных" тоталитарных сектах, появившихся в середине 1990-х годов под видом "психологических школ" и "философских концепций". К последним относят последователей Вальдорфской школы, Роберта Штайнера и сайентологов. Роман Михайлович указал собравшимся на признаки, относящие данные организации к тоталитарным сектам, и рассказал об отдаленных последствиях пребывания в них.
Тему продолжил врач-психиатр Андрей Занозин, который выступил с докладом "Воздействие деструктивной информации на психическое состояние и поведение подростков. Методы социализации". Он описал характерные черты тоталитарных сект, а также психотипы людей, попадающих в подобную зависимость, рассказал об особенностях поведения подростков, на которые нужно обращать внимание.
О "Современных методах предотвращения воздействия на молодежь деструктивной информации и противодействия вовлечению детей и подростков в тоталитарные секты" доложил сотрудник института ФСБ России Анатолий Рудаков.
"Меня напрягает сам термин "тоталитарная секта", - признался протоиерей Олег Стеняев, - потому что, когда мы говорим, что есть тоталитарные секты, то это означает, что есть нетоталитарные секты. В этом проблема. Нам навязывают западное представление о сектантстве, где маргинальные, маленькие группы объявляются тоталитарными, а огромные сектантские организации считаются респектабельными, христианскими. В свое время западные религиоведы сориентировали наших миссионеров именно на тоталитарные маргинальные группы, и совершенно была прекращена критика таких движений, как баптисты, адвентисты, пятидесятники по той причине, что их не относят к тоталитарным. Поэтому здесь надо рассматривать проблему в двух плоскостях. Первая - это действительно маргинальные, опасные религиозные группы, которые нарушают Уголовный кодекс России, но более крупные группы, которые не считаются тоталитарными, несут в себе духовную угрозу, сеют ереси, религиозные заблуждения, их отношение к Православию такое же отрицательное, как и у тоталитарных маргинальных маленьких групп".
"Например, баптисты, адвентисты и пятидесятники перекрещивают православных, тем самым показывая, что они не считают нас даже христианами. Они считают, что России - это духовная пустыня, а мы - дикие бедуины, которых надо обращать в свою веру. Я думаю, что это специальная провокация, которая была сделана для того, чтобы мы сконцентрировали внимание на маленьких маргинальных группах и не обращали внимания на серьезную религиозную экспансию", - подчеркнул священник.
"Если говорить о маргинальных религиозных группах, то к ним отрицательно относятся не только в России, но и в странах так называемой "западной демократии". Огромные секты по-настоящему осуществляют экспансию на территории нашей страны, пользуются поддержкой Запада, и финансирование как раз идет им. Если говорить о "Свидетелях Иеговы", то они находятся на самоокупаемости, их не поддерживают ни в России, ни на Западе. Напротив, баптисты, адвентисты, пятидесятники имеют очень серьезную финансовую поддержку для того, чтобы распространять свое вероучение в России. При этом они используют двойные стандарты: если на территории США баптисты и пятидесятники призывают молодежь быть патриотами своей страны, в их церквах обязательно стоит американский флаг, они призывают молодежь служить в армии, то на территории нашей страны эти же религиозные течения - баптисты, адвентисты, пятидесятники - призывают нашу молодежь отказываться от службы в армии, настраивают их на некий христианский космополитизм. Почему-то никто не обращает внимание на эти двойные стандарты. Поэтому я думаю, что термин "тоталитарная секта" с подвохом. Потому что, когда говорят, что есть тоталитарные секты, то сразу возникает мысль, что есть нетоталитарные секты. С точки зрения православной религии, если взять все неопротестантские секты, как маргинальные маленькие группы, так и большие организации, то это ереси, прежде всего, ереси иконоборчества, которые святые отцы называли злейшими ересями", - напомнил сектовед.
"Нам надо отказаться от школ американских и западных религиоведов, понять их провокационную сущность и давать им именно богословскую оценку. Пусть правоохранительные органы сами занимаются нарушениями уголовного кодекса, а нам важно дать богословскую оценку деятельности тех или иных сект. В Православии традиционно религиозные заблуждения не делились на тоталитарные и нетоталитарные, были еретики первого чина, еретики второго чина, еретики третьего чина. Соответственно, к ним относились, исходя из того, к какому чину заблуждения они принадлежат. Я считаю, что необходимо возродить именно святоотеческое отношение к этой проблеме и восстановить градацию сектантов на три чина. Когда нам говорят, что с этими сектами надо бороться, а с этими не надо, то на самом деле это экуменическая накипь. Я сталкивался с такой ситуацией, когда в одной епархии, близкой к Московской области, две журналистки написали статью о баптистах, пошли в епархиальное управление попросить благословение на публикацию этой статьи в православном журнале. В управлении им отказали в публикации на том основании, что баптисты якобы не являются тоталитарной сектой. Вот так получается", - заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия