
В перерыве конференции мы попросили поделиться своими впечатлениями об услышанном некоторых ее участников.
По мнению профессора Института политических исследований (Белград), доктора социологии Зорана Милошевича, «конференция прошла успешно». «Обсуждали место русинов в контексте Русской цивилизации. Я услышал много нового. Кое-какие старые тезисы, в истинности которых я до конференции не сомневался, теперь нужно перепроверить. Хотелось бы отметить, что организаторы конференции отлично выполнили свою работу. Эмоциональный накал, имевший место в ходе обсуждения, нормален. Хорошо, что люди имеют возможность обсуждать такие вопросы. Я думаю, что сложно было обойтись без эмоций, потому что участникам конференции эта тема небезразлична, люди любят свой этнос. Но наука все-таки рациональна. Для некоторых участников конференции эта тема не является абстрактной и академичной, отсюда и эмоции. Вообще в науке некоторая степень эмоциональности вполне нормальна», - полагает Зоран Милошевич.


Сотрудник Центра украинистики и белорусистики Московского государственного университета им Ломоносова Богдан Беспалько, со своей стороны, сказал: «Конференция показалась мне чрезвычайно интересной и не только потому, что на ней собрались представители из весьма досточтимых научных сообществ Белграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Кишинева. Эта конференция является очень интересной по своему замыслу и потому, как она протекала». «На этой конференции столкнулись две точки зрения: точка зрения общерусской концепции и точка зрения русинской национальной концепции. На конференции, как и следовало ожидать, не обошлось без эмоциональных всплесков, это нормально, особенно, учитывая, что любая национальная идеология базируется, прежде всего, на мифологии, при которой есть стремление максимально удревнить свою нацию, что и выразил, в частности, отец Димитрий Сидор, когда он начал говорить о том, что упоминания о русинах были еще V веке в 477 году, что, на мой взгляд, конечно, является антиисторичным. Не удивительно, что его высказывания вызвали эмоциональный всплеск уже у научного сообщества безотносительно того, какой концепции они придерживаются. Мне кажется, что такие встречи являются очень полезными для того, чтобы люди с разными мировоззрениями, с разными научными подходами, представители разных научных школ, встречались, обсуждали различные вопросы взаимодействия, знакомились, обменивались литературой и обсуждали научные вопросы», - считает московский славист.

«Русины также сложились как национальный организм, другое дело, что мифология, которой окружают себя сторонники, будители русинской нации, вызывает протесты как у научного сообщества, так у сторонников общерусской концепции. Если они борются с украинской национальной идеей, постоянно апеллируя к общерусской идее, к этническому единству во времена Киевской Руси, то не совсем понятно, почему бы им просто не присоединиться к общерусской концепции, зачем тогда нужно развивать отдельную русинскую национальную концепцию?» - недоумевает Богдан Беспалько.

«Будем ли мы считать русинов, действительно осколком древнерусского этноса, своими ныне живущими предками, удивительно сохранившимися, что, по моему мнению, не совсем соответствует действительности. Будем ли мы считать их украинцами, что истине не соответствует совершенно. Будем ли считать их одной из ветвей общерусского народа. Это теоретическая сторона вопроса. Практическая же сторона вопроса заключается в том, как русинам сохранить свою идентичность. Дело в том, что, к сожалению, современная украинская государственность в отличие от современной российской государственности достаточно авторитарна и унитарна. Она стремится в значительной степени к подавлению инакомыслия, иного национального сознания. Ситуация на самом деле не так уж и проста. С одной стороны, русины имеют право на свою идентичность, с другой стороны, если будет продолжаться процесс дробления, и бывшие малороссияне, будто бы осознавшие себя украинцами, начнут дробиться дальше, то не произойдет ли дальнейшего атомизационного процесса в Русском мире? Не станут ли бывшие русские считать себя новгородцами, псковичами, тверичами, сибиряками, казаками и т.д.? И не произойдет ли тем самым волнообразного и даже лавинообразного процесса атомизации и уничтожения общерусской идентичности, которая, по моему глубокому убеждению, укоренена именно в Православии, общекультурной традиции и пространстве, в известном языковом единстве, в наличии общего великорусского наречия, общерусского языка, в наличии общерусской культуры, которая все-таки является по преимуществу великорусской культурой, хотя и со значительным вкладом и малороссиян, и белорусов? Не приведет ли это все к окончательному распаду общерусского мира? Это вопрос не праздный, чем паче, что на самом деле речь идет не только о национальной, но уже о государственной самоидентификации русинов», - отмечает отец Владимир.
«К сожалению, по западноевропейскому образцу и по образцу балканского парада суверенитетов русины стремятся к жесткой привязке: нация - государство, - продолжил эксперт. - А мы знаем, насколько опасна такая привязка, насколько опасно мононациональное государственное строительство. Пример Грузии прекрасно это показал. Возникает вопрос, что в этой ситуации делать России? Есть два пути одинаково порочных. Путь первый - бросить своих собратьев ради беспрепятственной доставки углеводородного сырья и хороших отношений с Киевом. Путь второй - назло своему надменному украинскому соседу «насыпать ему угольки в штаны» в виде мятежной автономии, которую потом признать независимой, отколоть по примеру Южной Осетии и Абхазии. Но эти события вызвали целый ряд прискорбных гуманитарных катастроф и церковный раскол в Абхазии и Южной Осетии. Не произойдет ли то же самое в Закарпатье? Не станет ли последнее горше первого? Не приведет ли распад украинского государства не к остановке, а к усилению натиска на восток? Потому что в настоящий момент Украина находится в междоумочном состоянии и не в последнюю очередь благодаря русинам, но также благодаря югу и востоку».
«В случае возникновения русинской автономии и государственности, с одной стороны, могут мобилизоваться антирусские силы, а прорусские силы неизбежно ослабнут. А с другой стороны, в случае распада Украины на несколько государств, не станут ли эти новые государства потихоньку членами НАТО и Европейского Союза, каковым сейчас не может стать Украина в силу своей величины и противоречивых политических тенденций? Все эти болезненные вопросы обсуждались на конференции с пылом, с жаром, с большой искренностью. С одной стороны, конечно, это хорошо, так как это момент истины, с другой стороны, мне все-таки хотелось бы видеть больше единомыслия, понимания и любви на таких конференциях», - признался диакон Владимир Василик.
Русская линия