Напомним, что 6 мая министр культуры России Александр Авдеев, выступая на «правительственном часе» в Государственной Думе, заявил, что перемещение иконы Андрея Рублева "Троица" из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру возможно только с разрешения реставраторов и при выплате дорогостоящей страховки. Вопрос о временном принесении святыни в лавру был поставлен в сентябре прошлого года на встрече министра культуры России А.Авдеева с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Просьба Его Святейшества предоставить икону на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре вызвала тогда возмущение реставраторов и музейщиков. В частности, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян безапелляционно заявил, что "такого нажима на нас со стороны Церкви никогда не было".
В ответ глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский отметил, что "музейные работники могли бы иметь хоть полпроцента нравственного компонента в этом вопросе, ведь они остаются, по сути дела, хранителями краденного". "Церковь может поднимать вопрос относительно того, чтобы особо почитаемые иконы могли бы на время, хотя бы раз в столетие, не говоря уже о том, чтобы раз в году, быть явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом", - отметил священник. Отец Владимир сообщил, что в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, на котором присутствовали руководители галереи, Русского музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и др. "Они практически сказали "нет" просьбе Патриарха. Там не было ни одного выступления, в котором бы поддерживалась просьба Церкви", - отметил он.
К сожалению, до сих пор не ясно, будет ли исполнена просьба почившего Патриарха Алексия, желавшего, чтобы особо почитаемая на Руси икона преподобного Андрея Рублева "Троица Ветхозаветная" приняла участие в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре в день Святой Троицы - 7 июня 2009 года.
По мнению депутата Евгения Марченко, «государство обязано передать Русской Православной Церкви все иконы и церковные ценности, хранимые в музеях, и одновременно решить вопрос с финансированием по их содержанию». «Это обязательно должно быть государственное финансирование. Те деньги, которые выделяются музеям на содержание этих икон и других религиозных ценностей, которые имеют большое духовное и историческое значение для нашего народа, должны идти Русской Православной Церкви. Я на сто процентов уверен, что верующие люди сохранят эти иконы, которые сейчас пылятся в музеях, гораздо лучше, чем атеистически настроенные музейщики, которые относятся к иконам как к картинам, а не как к святыням. Музейщики-атеисты воспринимают иконы как обычные художественные произведения. Что же касается иконы Андрея Рублева «Троица», то я убежден, что государство должно не просто дать Церкви эту икону на празднование, а передать ее в собственность Церкви. В безбожное лихолетье большевики ограбили Русскую Православную Церковь, забрав иконы и другие ценности в музеи. Теперь государство должно все вернуть. Вопрос надо ставить ребром. Надо честно признать, что иконы в музеях оказались в результате грабежа. Поэтому государство должно отдать Церкви награбленное. Наши предки деньги жертвовали, чтобы писать иконы, для кого? Разве для музейщиков? Нет, для богомольцев. Они по праву должны принадлежать Церкви, а потому государство обязано вернуть Церкви то, что ей принадлежит по праву», - считает политик.
«Музейщики утверждают, что Церковь загубит эти иконы. Это - неправда. До революции Церковь содержала иконы многие столетия в целости и сохранности. Уверен, что Русской Православной Церкви по силам обеспечить безопасность и сохранность икон. Если государство выделит деньги на содержание святынь, Церковь найдет специалистов, организует соответствующие условия, создаст специальные помещения, - все это можно организовать при наличии финансов. Одно очевидно, - у верующих людей к иконам будет гораздо более бережное отношение, чем у музейщиков-атеистов», - уверен депутат.
«Думаю, следует при Московской Патриархии создать церковно-государственную структуру по содержанию общественно значимых икон, учредителями которой стали бы государство и Церковь. Государство бы финансировало содержание ценных икон, а Церковь управляла бы этой структурой, в которую входили бы реставраторы и другие специалисты», - заключил Евгений Марченко.