
"Но это не значит, что я сейчас скажу: вот и все, вопрос исчерпан. Я считаю, что, как очень часто бывает в жизни, на многие вопросы нет однозначного ответа для любой ситуации. Есть ситуации, в которых нам нужно именно своими руками остановить это зло и наказать его. Может, Бог нашими руками и будет творить возмездие? Бывают ситуации, когда я говорю: "подавайте в суд", а бывают ситуации, когда я говорю: "оставьте, это все без толку, пусть все будет, как есть". Принцип здесь должен быть такой: если человек сделал нам зло, и мы понимаем, что этот человек - носитель зла, что он не остановится, то я-то его прощу и отпущу, а он еще скольким людям навредит и жизнь испортит? Помню, отец пришел, у него в милиции избили сына до смерти. Это дело пытались замять, сделали так, будто бы парня уже нашли избитым. Он мне говорит: батюшка, стоит мне этим делом заниматься или оставить все? И я ему сказал: "нет, не оставляйте так, они еще кого-нибудь забьют. Если эти люди будут наказаны конкретно, то, может быть, мы кого-то спасем"", - пояснил отец Игорь.
"Существует расхожее мнение, будто Церковь призывает к всепрощению, будто бы Церковь говорит, что нужно всех прощать. На самом деле, в Евангелии ничего подобного нет. В Евангелии действительно говорится о необходимости прощения, но только в том случае, если человек раскаялся. Как говорит Христос: "Если согрешил против тебя брат твой, а потом пришел, покаялся, то прости его, а если снова согрешил и снова покаялся, снова прости". Но Он не говорит, что если согрешил, то прости его. В другом месте говорится: "Если согрешил против тебя брат твой, выговори ему", то есть скажи ему, что он согрешил и если он поймет тебя и покается, то прости его. А если он не поймет? Если он не покается, если он считает, что прав? В Евангелии очень четко сказано: "Тогда призови двух свидетелей", то есть людей, которые тоже имеют авторитет и снова, уже при них, выскажи свои претензии. Пригласи кого-то - друзей общих для него и для тебя - и скажи: ребята, я ему сказал, теперь давайте вместе ему скажем, что он не прав. Если эти двое скажут: "Слушай, ты виноват", и он послушает, то хорошо. Если не послушает, обратитесь к Церкви, это высший авторитет. Придите с ним к священнику, скажите, пусть он вас рассудит. А если не послушает и Церковь, то "будет тебе как язычник и мытарь", то есть больше с этим человеком можешь не иметь ничего общего, вообще разорвать всякие отношения, и ты будешь прав, как говорит Господь", - сказал священник.
Вместе с тем, обратил внимание пастырь, мстить тоже не надо: "Я имею в виду, что если речь идет о каких-то таких обидах, если он вас обворовал, то вы вполне имеете право предпринять судебные действия, чтобы вернуть имущество. Если дело касается просто оскорблений и обид, то, конечно, опускаться до его уровня и отвечать ему тем же не надо, но и ходить, улыбаться ему и делать вид, что все хорошо, нет необходимости. У нас есть чувство собственного достоинства, и Христианство его не отменяет и не ставит перед человеком задачу быть тряпкой, в которую все могут плевать, а он будет утираться и говорить всем "спасибо". С другой стороны, я уверен, что если бы обидчик пришел бы к вам со слезами и сказал: "Я такой был негодяй, мне так стыдно! Я искренне раскаиваюсь", и вы бы увидели, что он понял, я уверен, что вы простили бы. Если бы вы увидели, что это не продиктовано какими-то интересами, а что в нем действительно что-то произошло, то это счастье. Человек, прощающий в момент прощения радуется больше, чем тот, которого прощают, потому что это такое наслаждение - прощать! Если раскаяния у него нет, то самое лучшее, что мы можем сделать, - это просто не опускаться до его уровня и не вести себя по отношению к нему так, как он вел себя по отношению к нам. Просто отстраниться от этого человека и предоставить его в руки Божьи".
"Власть над другими людьми можно проявлять по-разному, обычно считается, что самое высшее проявление власти - это власть над жизнью и смертью. "В моих руках тебя убить или не убить" - это высшая власть? Это ошибочно! На самом деле, есть власть большая - это власть прощать. Это один из римских императоров сказал, что "есть власть более высокая, чем власть лишить жизни, - есть власть простить". Если для того, чтобы иметь власть убить или наоборот не убить, нужно занимать какое-то положение - быть императором или судьей, или еще кем-то, то есть быть великим на социальной лестнице, то для того, чтобы иметь власть простить, должно иметь величие душевное. Ты можешь быть последним рабом и обладать властью большей, чем император", - подчеркнул священник. "И лучше нам воспользоваться этой властью, потому что непрощенная обида мучит нас, а вовсе не обидчика. Это казнь не для преступника, а для меня", - добавил отец Игорь.