Иеромонах Серапион (Митько): "Человек призван к самосовершенствованию"

Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии прокомментировал исследования ученых в области психики верующих и атеистов

0
72
Время на чтение 4 минуты
Иеромонах Серапион (Митько) "Все люди - и верующие и неверующие - были сотворены Богом. Но мы знаем, что человек призван к самосовершенствованию. Можно утверждать, что Бог продолжает творить человека через его участие в мистическом теле Христовом, которое есть Церковь. Приобщаясь святых Таин и созидая царствие Божие в своем сердце, верующий христианин формирует в себе целый ряд способностей, которые имеют сверхъестественный характер. Мы привыкли к тому, что многие качества, присущие личности, являются естественными. Разум есть один из аспектов образа Божия в человеке, который в результате грехопадения был искажен; и вместе с ним были искажены многие человеческие способности, в том числе и психические, о которых идет речь. Верующий человек, участвуя в церковных таинствах, изменяет себя и восстанавливает многое из того, что было утеряно им при грехопадении. А человек, находящийся вне благодатной ограды Церкви и лишенный возможности участия в ее мистической жизни, может деградировать вместе с теми способностями, которые заложены в нем изначально. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже светские ученые, используя научные методики, находят определенные различия между людьми верующими и неверующими ", - сказал в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), комментируя выводы канадских ученых о том, что религиозная вера оказывает благотворное влияние на психику человека и делает его более устойчивым.

Группа ученых из Торонтского университета провела масштабный эксперимент, сообщает сайт "Православие и мир". Участники опыта были разделены на две группы: верующие и атеисты. Измерения мозговой активности, проводившиеся во время выполнения волонтерами тестового задания, выявили четкие различия между представителями этих групп. Анализ результатов эксперимента показал, что при выполнении определенного задания активность передней части поясной извилины (отдела мозга, сигнализирующего человеку о необходимости сосредоточиться, после того как он совершает ошибку) у верующих сохраняется на более низком уровне, чем у атеистов. Сравнение групп по основному критерию - количеству правильных ответов - также продемонстрировало превосходство верующих. Этим опытом исследователи строго научными методами доказали, что религиозная вера может оказывать благотворное влияние на человека: он становится более спокойным и не боится ошибиться.

Несмотря на очевидную пользу, которую несут для общества подобные научные данные и сделанные учеными выводы, для православных христиан остается актуальным вопрос - как определить пределы собственно научного знания? Как Церковь относится к изысканиям ученых в области души и можно ли исследовать душу сугубо научными методами? Отвечая на вопросы корреспондента "Русской линии", иеромонах Серапион отметил, что "Православная Церковь видит свою миссию в иной сфере - не в исследовании души, а в ее спасении. А те научные исследования, которые совершаются искренно, с любовью к истине, творчески - могут принести пользу". "Наука сама знает свои пределы, - сказал. О. Серапион. - Она строго ограничена научной методологией. Нельзя путать стремление к познанию мира, - которое было присуще человеку изначально и которое наиболее адекватно выразилось в богопознании и познании сотворенного Им мира, - и науку как некий ограниченный во времени исторический феномен, возникший сравнительно недавно. Само по себе появление науки в ее современном виде в эпоху Возрождения было плодом некоторого отчаяния в богопознании. Человек эпохи Возрождения осознавал, что многое для него остается непознанным, что есть вещи, которые знает только Бог, и их часть открыта нам в Божественном откровении. Однако человек в силу своей непросвещенности или греховности может ошибаться в истолковании божествознания. Поэтому, стали считать люди, необходимо сосредоточиться на сфере сущего, которое может быть познано человеком адекватно. Эта сфера и есть объект изучения науки - в данном случае это природа".

"Если наука ограничивается познанием присущей ей сферы - она остается в своих рамках. Если она выходит за пределы это сферы - она становится в сложное положение, - подчеркнул священник. - Так, Чарльз Дарвин, исследуя определенные закономерности в изменении видов, находился в строго в рамках научной методологии и его исследования не противоречат учению Церкви. Однако выводы, сделанные отчасти им самим, а отчасти его последователями относительно происхождения человека и существования Бога, научными не являются. Такие выводы наука не имеет права делать - это находится за пределами ее компетентности". "В другом случае выход науки за присущие ей пределы может диктоваться не стремлением господствовать над всем и вся, а сознанием несовершенства как метода, так и объекта исследования. И то, что многие ученые пытаются обратиться сейчас к исследованию человеческой души, свидетельствует не только о самоуверенности ученых, но и о кризисе научного знания, о неудовлетворенности исследователей теми жесткими рамками, которые налагала на них изначально научная парадигма. Это говорит о том, что сейчас в недрах науки начинает создаваться новая парадигма исследования", - полагает проректор Ярославской духовной семинарии.

"В свое время русский философ Владимир Соловьев в работе "Философские начала цельного знания" говорил об ограниченности науки и современного ему богословия и философского знания. Он прозревал, что в будущем сформируется некое цельного знание, где науки и философия будут принимать водительство богословия, а научно-философское знание откажется от отвлеченностей и ограничений, наложенных на них актом отчаяния падшего человека, который лежал в основе возникновения современного научного знания", - заключил иеромонах Серапион.
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Михаил Соловьев
23.05.2024 14:52
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
23.05.2024 14:32
Пощёчина Русской Церкви от болгар
Новый комментарий от Александр Волков
23.05.2024 14:01
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Советский недобиток
23.05.2024 13:59
В обществе идёт вялотекущая дискуссия об Ильине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.05.2024 12:54
К проблеме детей мигрантов в российских школах
Новый комментарий от Михаил Соловьев
23.05.2024 11:26