Напомним, что 9 февраля вечером итальянка Элуана Энгларо, находившаяся в коме 17 лет, скончалась в клинике на севере страны - почти через три месяца после принятия решения Верховным судом о ее эвтаназии. Смерть произошла на четвертый день после прекращения принудительного питания пациентки. Верховный суд Италии 13 ноября прошлого года подтвердил принятое ранее Апелляционным судом страны решение об эвтаназии 36-летней Энгларо, которая пребывала в коме с 1992 года после автокатастрофы. Ранее врачи вынесли заключение о невозможности для Энгларо выйти из "вегетативного состояния". Вокруг решения суда в стране разгорелись серьезные споры, а прокуратура Милана попыталась опротестовать его. Даже после решения Верховного суда, подтвердившего вердикт Апелляционного суда, страсти вокруг этого дела не утихали. В "дело Элуаны" счел нужным вмешаться и Совет министров. Он одобрил законопроект о запрете прерывания принудительного питания пациентов, находящихся в коме и вегетативном состоянии. Это решение было принято единогласно, однако президент Италии Джорджо Наполитано отказался подписывать его, поскольку предложенный законопроект противоречит конституции страны. После этого правительство решило провести законопроект через парламент.
Епископ Венский и Австрийский Илларион напомнил, что, согласно религиозному представлению, задача врача - это лечение болезней и "сохранение жизни больного, а отнюдь не пресечение жизни", и напомнил слова из клятвы Гиппократа: "Я не дам лекарство, несущее смерть, даже если меня будут просить". "Врач, оказавший содействие в умерщвлении больного, даже если это произошло с согласия или по просьбе последнего, принимает на себя функции палача. Исчезает тот нравственный критерий, который на протяжении веков делал профессию медика столь почетной и благодаря которому пациент доверял свою жизнь врачу", - заявил владыка Иларион.
С эвтаназией, по его словам, связана и другая моральная коллизия - постепенное старение населения во всем мире, особенно в развитых странах Запада. При этом, считает епископ, "чем выше будет средний возраст населения той или иной страны, тем более тяжелое финансовое бремя ляжет на плечи каждого молодого человека в этой стране, ибо ему придется платить все более высокие налоги на содержание все увеличивающейся армии стариков". "В этой ситуации эвтаназия может оказаться особенно востребованной в качестве легкого способа избавления от необходимости тратить средства на содержание пожилых людей. Последним будут все чаще напоминать об их "праве на смерть" и о возможности "уйти с достоинством"", - полагает архиерей.
Владыка напомнил и о существенном различии во взглядах на эвтаназию и самоубийство между христианской традицией и светским либеральным гуманизмом. Так, по его словам, в либеральном гуманизме "каждый человек - хозяин своей жизни, и потому, если кому-то надоела жизнь, он имеет право ее пресечь". Однако в христианской традиции "Владыкой жизни и смерти признается Бог". "Поэтому Православная Церковь считает самоубийство тяжким грехом, а эвтаназию приравнивает к самоубийству или убийству - в зависимости от того, принимает ли в ней участие сам пациент", - заключил епископ Иларион.
Со своей стороны, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин указал на то, что "христианское миропонимание всегда учило людей не приближать кончину, но и не удерживать всеми силами в этом мире человека, который определенно уже переходит в мир иной". "Христианин помнит, что самая важная, настоящая жизнь для человека начинается за пределами этого мира, и, когда человек достойно встретил конец временной жизни: с покаянием, молитвой, готовностью ко встрече с Богом, - искусственно поддерживать жизнь его тела, когда он уже давно признаков осмысленной жизни не подает, не принято. Это не в христианской традиции, и наши предки никогда так не поступали", - заявил священник.
Говоря же об эвтаназии, он напомнил, что Православная Церковь "однозначно осудила ее как грех, в котором соединяется убийство и самоубийство". "Когда человек, который не сам себе дал жизнь, от этого дара отказывается, он бросает вызов Богу", - отметил священник. По его словам, "когда один человек помогает другому совершить самоубийство, это противно всей нашей нравственной природе, и не случайно даже неверующие люди так напряженно обсуждают эту тему". "Узаконивание так называемой эвтаназии особенно опасно в тех странах, где возможны врачебные злоупотребления, неправильно поставленные диагнозы", - считает отец Всеволод. Тяжелее же всего, признался он, наблюдать ситуации, в которых "родственники и врачи подталкивают человека к мысли о самоубийстве, а иногда к ней себя подталкивает и сам человек: дескать, зачем мучить окружающих, тратить на тяжелобольного деньги и лекарства, не лучше ли решить все проблемы одним махом". По его мнению, "наше общество глубоко виновно в том, что оно допускает такую мысль по отношению к больным и страдающим людям и позволяет им в себе эту мысль вынашивать".
"Предложения легализовать эвтаназию - это бегство от свободы. Странно слышать такие призывы к по сути новым формам тоталитаризма, навязывание на законодательном уровне определенного отношения к новым формам самоубийства со стороны некоторых правозащитников", - заявил, в свою очередь, и.о. секретаря ОВЦС МП иерей Георгий Рябых. Церковь, по словам отца Георгия, не принимающая эвтаназию "как одну из форм самоубийства", тем самым "выражает большее уважение к свободе человека, чем некоторые правозащитники, требующие сегодня законодательного разрешения этого действия".
Священник напомнил, что сегодня добровольный уход из жизни законодательно не запрещен, решение о самоубийстве люди принимают сами, и в результате "в некоторых странах, в том числе благополучных, правительство обеспокоено ростом самоубийств". "В случае закрепления права на эвтаназию на общество накладываются ограничения. Например, врачи будут обязаны ее делать, несмотря на собственное желание, так как это им будет предписывать закон. Кроме того, вводя этот вопрос в правовую сферу, мы как раз провоцируем и поддерживаем в обществе тенденцию к самоубийствам", - заключил отец Георгий.
Русская линия