Основное внимание Президент уделил проблеме европейской безопасности. Вначале он осудил принцип однополярности и указал на США, как на едва ли не единственного сторонника именно такого подхода. Америка по мнению российского руководителя стабильную безопасность обеспечить миру не смогла. Но выход из положения есть. Его Дмитрий Медведев изложил в пяти главных принципах. Первый - это соблюдение международных обязательств, а также уважение политической независимости и территориальной целостности государств. Второй - отказ от применения силы и угрозы её применения в международных отношениях. Урегулирование возникающих конфликтов должно проводиться только путём переговоров. Третий - равенство при обеспечении безопасности. Четвертый - отсутствие у какого-либо государства или международной организации исключительного права на поддержания мира и стабильности в Европе. В последнем, пятом пункте говорится об установлении параметров в контроле над вооружениями.
Российский президент предложил рассмотреть на специальном международном форуме изложенные им принципы в качестве базовых для разработки будущего Договора о европейской безопасности.
Французский президент Николя Саркози положительно отозвался на выступление Дмитрия Медведева. Он признал необходимость в пересмотре существующей системы глобальной безопасности. Однако, как подчеркнул Саркози, такая система и переговоры по ней немыслимы без участия США. Также он высказал предложение обсудить российский проект Договора на специально для этого созванном саммите ОБСЕ в 2009 г.
Глава Франции также прокомментировал ситуацию по русско-грузинскому конфликту, признав, вслед за ПАСЕ, что именно Грузия начала военные действия. Кстати, случайно совпало, что именно вчера российские миротворческие силы покинули буферные зоны вокруг Южной Осетии, выполнив один из пунктов плана Медведева-Саркози.
Участие главы России в крупном международном форуме в Эвиане обусловлено необходимостью налаживания дружественных контактов со странами Европы в условиях значительного ухудшения международного положения страны после войны с Грузией и признания независимости кавказских республик. Поэтому естественно, что роль, которую взял на себя Медведев на конференции - это роль миротворца. Выдвинутые российским Президентом предложения носят во многом общий характер, хотя практически за каждым абстрактным тезисом несложно усмотреть реальные международные коллизии, послужившие, возможно, точками для отталкивания. Обращение Дмитрия Медведева пронизано желанием обновить "архитектуру" мировой безопасности, а главное - сделать её более эффективной, т.е. придти к системе гарантий. Разумеется, можно поставить под сомнение возможность воплощения принципов Договора о безопасности в международной правовой и особенно жизненной реальности. Но с другой стороны отвергать такие попытки, ссылаясь на иллюзорность их претворения в жизнь, вряд ли разумно. О своевременности таких проектов говорит отношение Николя Саркози, который в целом очень положительно отнесся к главным тезисам речи российского президента. А значит и программное заявление Дмитрия Медведева объективно способствует налаживанию конструктивного диалога между Россией и Европой в такой проблемной сфере, как международные отношения.
С.Алексеев