"Объединение разъединенного осетинского народа, безусловно, возможно", - заявил в интервью Regions.ru сенатор Николай Чуркин. Заметив, что вопрос объединения осетин стоял всегда, парламентарий указал и на наличие более неотложных вопросов. "Сегодня у нас в повестке дня имеются более сложные вопросы, решение которых как раз и подскажет пути к объединению", - подчеркнул он. По словам политика, "сейчас основные усилия стоит направить на восстановление разрушенного хозяйства Южной Осетии, в том числе, и при участии Северной". "Необходимо восстановить социальную структуру республики, экономику, медицину, образование, обеспечить людей рабочими местами, а также добиться признания ее независимости на международной арене для того, чтобы Южная Осетия могла проводить международную политику наравне с другими государствами", - считает Чуркин.
В свою очередь, сенатор Исса Костоев считает, что объединению осетинского народа должно предшествовать возвращение Осетией ряда территорий Северного Кавказа. Заявив, что "объединение Южной и Северной Осетии не только возможно с международно-правовой точки зрения, но и необходимо", парламентарий заметил, что такое объединение возможно только при выполнении непременного условия: возвращения уже объединенной Осетией ряда территорий Северного Кавказа, включая ингушские, присоединенные к Северной Осетии Сталиным. Политик напомнил, что в 20-е годы волевым решением Сталина Осетия оказалась разделена на две части, одна из которых - Южная - отошла в состав Грузии, а другая - Северная - была включена в состав РСФСР. "Впоследствии, чтобы в какой-то мере компенсировать Северной Осетии потерю, Сталин… передал Северной Осетии вначале часть Ингушетии, а затем, после депортации чеченских и ингушских народов, всю ее территорию, а также территории Кабардино-Балкарии и Ставропольского края", - подчеркнул сенатор, добавив, что "эти действия повлекли за собой ощутимое и в наши дни, противостояние народов Северного Кавказа". В этой связи парламентарий предложил аннулировать все документы, на основании которых Осетия была разделена. "Из тридцатитысячного населения Южной Осетии государства не создашь", - заметил И.Костоев.
Между тем, сенатор Олег Пантелеев считает, что "пока не стоит торопиться с юридическим объединением Южной и Северной Осетии". На взгляд парламентария, "сейчас и так североосетинский и югоосетинский народы близки как никогда", а "после окончательного принятия всех документов, подтверждающих статус независимости Южной Осетии, включая соглашения о пограничном и таможенном режиме, можно будет говорить о том, что эти республики уже фактически объединены", - добавил он. "Ведь можно не иметь документального подтверждения объединения, но иметь единую валюту, единые соглашения, договоры, правила, как в Европе, и на основании этого чувствовать себя едиными", - заключил О.Пантелеев.
"С точки зрения гуманности и исторической справедливости, безусловно, объединять народы надо", - заявил в свою очередь Госдумы Гаджимет Сафаралиев. "Но, - продолжил он, - заявление Кокойты пока достаточно далеко от реалий". Парламентарий отметил, что "сама форма объединения довольно сложная, поскольку если Южная Осетия на международном уровне будет признана как отдельное суверенное государство, после чего объединится с Северной Осетией, то она должна будет присоединяться к России, и тогда… возникают уже сложные моменты, которые могут быть решены только со временем". "Возможно, такая осетинская интеграция и произойдет, но пока ситуация недостаточно конкретная", - заключил Сафаралиев.
По мнению же депутата Валерия Богомолова, объединение осетинского народа должно происходить в культурном, а не в политическом аспекте. "Люди, которые испокон веков говорят на одном языке, у которых есть общее культурное наследие, могут быть объединены в культурном плане", - заявил депутат. "В этом вопросе присутствует культурный аспект", - добавил он. Парламентарий считает, что объединение осетин не должно затрагивать государственно-политического аспекта. "Осетинский народ может быть объединен во многих областях, не затрагивающих самый главный аспект - государственно-политическое устройство России, в состав которой входит Северная Осетия, чтобы не нарушить свой статус независимого государства", - подытожил Богомолов.
А депутат Сергей Абельцев заметил, что "95% югоосетинского населения имеют российское гражданство, а Грузия не соглашается смириться с потерей республики, что предопределяет ее попытки вернуть Южную Осетию любым способом". "Такое состояние, - продолжил он, - не сможет полностью обеспечить безопасность молодой республики". Но "если Южная Осетия станет частью РФ, объединившись, например, в конфедерацию с Осетией Северной, то Грузии придется признать ее потерю", - отметил парламентарий. Он подчеркнул, что "с исторической точки зрения существовавшая ранее единая Осетия давно вошла в состав России". "Это произошло по Кучук-Карнаджийскому мирному договору 1774 года между Российской и Османской империями. И в исторических архивах нет ни одного юридического документа о ее выходе из состава России", - подытожил С.Абельцев.
Русская линия