10 сентября объявлено всемирным днём борьбы с самоубийствами. К сожалению, это страшное явление имеет самое непосредственное отношение к нашей стране. Россия занимает второе (!) место в мире по количеству самоубийств. Ежедневно более 100 человек добровольно расстаются с жизнтю, ещё более пятисот человек становятся тяжелыми инвалидами или хронически больными людьми в результате попытки совершения самоубийства.
Издавна считалось, что количество самоубийств в государстве является одним из самых ярких показателей состояния общества в целом. Особенно это касается христианских по происхождению народов, тогда как некоторых языческих странах самоубийство не считается зазорным, а иногда (как, например, с самураями) даже почитается доблестью. Для христианских же народов зловещий образ самоубийцы воплощен в фигуре Иуды-предателя. Судьба Иуды помогает ответить на вопрос: что является причиной самоубийства? Иуда повесился от отчаяния из-за совершённого предательства. А начинается всё у будущего самоубийцы от привычного уныния и, как следствие, угнетённого состояния души. Если человек не сопротивляется напавшему на него состоянию, оно порабощает его полностью. Сейчас психологи и врачи бьют тревогу - самоубийства превратились в эпидемию в подростковой среде и даже среди детей. В немалой степени это связано с тем, что с мыслью о легком решении всех проблем дети в наше время знакомятся уже в младшем возрасте. Этому в немалой степени способствуют СМИ, новая детская литература, различные детские телепередачи, даже мультфильмы. Что уж говорить, если на протяжении десятилетий в школе, изучая классическую пьесу Островского «Гроза», учителя втолковывают ученикам о героическом поступке Екатерины, о её вызове «темному царству» и достойному отпору ему путём самовольного ухода из жизни.
Таким образом, в трудной жизненной ситуации, мысль о выходе из неё через самоубийство услужливо появляется в сознании человека. Как бороться с этими мыслями, как защитить человека, а особенно беспомощного перед силами зла ребенка? В западных странах разрабатываются национальные программы антикризисных мер, существуют антисуицидные центры. В Советском Союзе тоже существовали такие государственные центры. Несомненно, подобные меры являются важным средством борьбы с национальным бедствием. Но статистика говорит о том, что всё-таки и в западных странах, где развита широкая сеть антисуицидных центров, и в Советском Союзе, их деятельность не давала и не даёт ощутимых результатов. Напрашивается вывод, что начинать надо не со следствий, а с причин, которые приводят к печальным последствиям.
Конечно, за попыткой самоубийства всегда стоят сугубо личные мотивы, которые могут быть в любом обществе, но когда на них накладывается общее гнетущее состояние нравственности общества, как показывает практика, число самоубийств резко устремляется ввысь. Значит в росте суицида виновато и общество, и оно может и должно принять меры для сохранения жизни своих сограждан.
Первое и самое простое, чего хотелось бы ожидать в ближайшее время - изменить тональность наших новостных программ, убрать из них катастрофичность, сократить (если невозможно убрать совсем) бесконечные сериалы и телефильмы, в которых основным сюжетом является насилие, убийства и в целом изображение жизни в чёрных тонах. Мы надеемся, что правительство обратит внимание на печальную статистику и поставит пред собой задачу подъёма народного духа и выработает программу действий в этом направлении. Пока наших людей воодушевляют только спортивные победы или в последнее время - успех в военных действиях. Но это воодушевление преходяще, оно носит случайный характер. Между тем существуют традиционные непреходящие ценности, которые веками хранили русский народ от самоистребления. Нельзя сказать, что жизнь до революции, например, во времена крепостного права была легче, чем сейчас. Почему же самоубийства тогда были редчайшим явлением? Люди жили общинно, да и социальная атмосфера была значительно чище. Община хранила традиции, а они, в свою очередь, сохраняли народ. Люди имели чёткое понятие о тяжести этого непоправимого поступка, знали, что самоубийцы обрекают себя на вечную погибель. Совершившие этот грех лишались церковного напутствия - отпевания, их хоронили за церковной оградой на краю кладбища. Родные и близкие получали клеймо на всю жизнь, как принадлежащие к «проклятому роду».
Потому тогда и речи не было о демографическом кризисе. Люди не только стремились увеличить свой род (а значит и народ), но и боялись преждевременного самовольного ухода из жизни. Программа увеличения рождаемости в нашей стране уже принята и претворяется в жизнь, настало время задуматься и о создании программы сокращения смертности, одной из не последних причин которой, как говорит статистика, увы, являются самоубийства.
Людмила Ильюнина