Митрополит считает, что Русской Православной Церкви не следует бояться, "что наше свидетельство о Православии будет в чем-то ущемлено". "Наоборот, - подчеркнул владыка Иларион, - люди видят, что Православная вера исповедуется в жизни людей, это привлекает. То, что наша Церковь ничего не меняет, что она продолжает апостольское, святоотеческое учение и все церковные традиции, - именно это привлекает людей на Западе из протестантства и католичества. Они видят, что Церковь не меняет свое учение или свою практику в зависимости от современных течений, а все как было положено Спасителем и апостолами, продолжается в Православии. Из-за этого люди и приходят в Православие. И это будет продолжаться даже в большей мере, потому что в современных протестантских церквях, и в католичестве самом упадок большой. Православие сейчас растет в мире".
Коснулся владыка Иларион и вопроса о миссионерстве. "Нужна внутренняя миссия, - сказал он. - Нужно своих русских людей вернуть в Православие - тех, которые еще не имеют святого крещения, которые еще не уверовали. Здесь большая работа предстоит. И наша задача на Западе похожа, потому что мы должны со своей паствой работать в первую очередь. С нашей молодежью, когда у них бывают смешанные браки, например. Они в этом случае, бывает, постепенно отходят от Церкви. Бывает, что жена или муж принимают Православие, но часто это отражается отрицательно. Или ассимиляция - это большая проблема. Поэтому мы работаем с нашей молодежью, чтобы их удержать в Церкви. Но также и свидетельствуем для внешних. Мы всегда готовы их принять, если у них искреннее намерение придти в Православие. Подготавливаем их, проводим процесс катехизации, и тогда принимаем их - через крещение или иногда через миропомазание".
Вместе с тем Первоиерарх РПЦЗ подчеркнул, что у Русской Церкви "нет такой практики, которая бывает у некоторых религиозных групп, когда они ходят по домам и тому подобное". "Люди узнают о Православии через литературу, через своих друзей, через семейные контакты, через религиозные издания".
Говоря о части русской зарубежной паствы, не признавшей воссоединения Церкви и уклонившейся в раскол, митрополит Иларион высказал мысль, что это произошло от их неосведомленности: "Может быть, их изолированность сохраняет старые понятия, понятия прошлого, когда не было доверия к иерархии здесь, в России. Может быть, потому, что у них не было возможности посетить Россию и увидеть, что здесь уже изменилось - совершенно Церковь свободна. Но многих вопрос об экуменизме волнует. В Австралии тоже те, которые ушли, указывали, что именно то, что Московский Патриархат состоит во Всемирном совете церквей - это главная причина, по которой они ушли".
Делясь своими впечатлениями об Архиерейском Соборе, владыка Иларион сказал, что он чувствует "радость оттого, что мы, архиереи из-за границы впервые имеем такое общение с собратьями": "Радость оттого, что мы работаем вместе и можем узнать больше о жизни и управлении Церковью здесь, о тех проблемах, которые здесь существуют и проблемах, которые являются общими для всей Церкви. Вот такие чувства - умилительные - бывают, когда знакомимся с архиереями, беседуем с ними, открывается такая братская любовь и понимание. Мы видим, что это замечательные люди, которых мы не знали и только издалека, по фотографиям каким-нибудь или новостям узнавали о них. А сейчас мы имеем братское общение. Это созидательный процесс".
Русская линия