В первом полугодии число заключенных в России достигло 890 тыс. человек. По статистике Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), это самый высокий показатель за последние пять лет. В 2002 году число тюремных заключенных сократилось с 980 тыс. до 877 тыс. человек, а Минюст торжественно отчитался: по числу заключенных на 100 тыс. населения Россия уступила мировое первенство США. Самый низкий показатель был в 2004 году - 763 тыс. человек.
"По числу заключенных мы догоняем США, и не исключено, что снова займем место мирового лидера", - констатирует председатель правления фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщов. Он тоже считает, что основная причина роста тюремного населения страны - обвинительный уклон судов, которые охотно идут навстречу прокурорам. "Мы боролись за то, чтобы аресты перешли в ведение судов, - напоминает Борщов. - Но сейчас 25% подозреваемых и обвиняемых, сидящих в СИЗО, позднее получают или оправдательный приговор, или наказание, не связанное с лишением свободы".
"Уровень возросшей преступности - это следствие духовного упадка в России, следствие распада института семьи и роста числа беспризорников. Объяснить это можно только одним - тем духовным вакуумом, который возникает, когда отсутствует православная вера, когда отсутствует вера наших отцов, а это следствие процесса денационализации русского народа", - отметил, комментируя в интервью "Русской линии" проблему возрастания количества заключённых известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов.
По мнению отца Геннадия, "процесс лишения людей национальности очевиден", и "все производимые в настоящее время кампании толерантности, борьбы с т.н. "русским фашизмом" призваны окончательно уничтожить остатки русского национального самосознания". "Человек, лишённый национальности лишается и своей национальной культуры, своей веры, духовности, и тогда он становится просто биологическим типом, для которого нет различения между добром и злом. Для него преступление становится нормальной формой бытия", - пояснил священник. Именно эта "толерантность", по словам отца Геннадия, приводит к тому, что преступность становится нормой жизни для нашего общества. "Сейчас преступник не имеет никакого ощущения того, что люди, находящиеся вокруг него - это его народ, это его большая семья, объединённая верой, историей, общими ценностями. Для него это чужаки", - подчеркнул батюшка.
При этом настоятель Леушенского подворья с горечью отметил, что и "тюрьмы у нас уже давно утратили свою основную функцию, перестав быть исправительными местами, и выполняя лишь изолирующую функцию". "Задача же - не в том, чтобы наказать, - отметил отец Геннадий, - в конце концов, наказывая, мы можем ещё больше озлобить преступника. Задача в том, чтобы обратить человека. Наказание в русском языке имеет два смысла - это исполнение наказания и наставление. И вот это самое наказание в тюрьмах должно иметь оба смысла: наказание по закону правосудия, и, в то же время наставление, как возможность духовного обращения". Поэтому, считает отец Геннадий, "нужно как можно шире открывать в местах заключения православные храмы, ведь именно Церковь может придать наказанию форму наставления". "Присутствие священнослужителей в тюрьмах должно быть более активным. Это должно быть нашей всенародной заботой, потому что люди, вышедшие оттуда - будут нашими соотечественниками, и мы не должны быть безразличны к их судьбе", - считает батюшка.
Говоря о тех мерах, которые в настоящее время предпринимают российские власти, чтобы улучшить положение дел в стране, отец Геннадий заявил, что "несмотря на то, что сейчас в России осуществляются так называемые нацпроекты, реальными проблемами у нас практически никто не занимается". "Власти заняты повышением зарплат медсёстрам, компьютеризацией сельских школ и так далее. Но никто не говорит о том, что, по-настоящему, у нас на лицо три национальные трагедии. Первое - это то, что большинство наших святынь до сих пор находятся в поругании, многие храмы и монастыри стоят в руинах, второе - то, что наши женщины регулярно делают аборты и в таких немыслимых масштабах, что волосы дыбом на голове становятся. И третье - это то, что миллионы наших мужчин находятся в тюрьмах. Думаю, что без решения трех этих проблем - решение всех прочих будет носить исключительно декоративный характер", - заключил отец Геннадий.
Русская линия