Обсуждался вопрос о решении Константинопольского Патриархата, постановившего принять епископа Василия (Осборна), бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Священный Синод РПЦ 12 июня 2006 года (Журнал N 32) отметил каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви.
Ранее епископ Василий был приглашен на заседание Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 6 октября 2006 года (Журнал N104). Однако епископ Василий на предыдущее заседание не явился и Священный Синод, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание.
В том же заседании Священный Синод постановил предложить Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ.
В связи с этим члены Синода констатировали, что епископ Василий вновь не прибыл на заседание Священного Синода и признали, что в связи нарушением канонических правил владыка Василий подлежит суду Архиерейского собора и может быть извергнут из сана.
В то же время, стремясь разрешить данный конфликт в духе мира и братолюбия, Священный Синод РПЦ принял решение (Журнал N 117) отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата.
Священный Синод рассмотрел просьбу бывшего игумена Омской епархии, а ныне епископа Ишимского и Сибирского Русской Зарубежной Церкви Евтихия (Курочкина) о принятии его в юрисдикцию Московского Патриархата (Журнал N 119).
Члены Синода признали владыку Евтихия "в сущем сане епископа", отметив, что за четыре дня до синодального заседания его бывший епархиальный архиерей, ныне архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, снял с него наложенное 16 лет назад запрещение в священнослужении. Просьба архиерея, который все это время несет свою службу в сибирской глубинке, удовлетворена, однако о дальнейшем служении епископа Евтихия Синод примет решение позднее, после подписания и вступления в силу "Акта о каноническом общении" между РПЦ и РПЦЗ.
Игумен Евтихий (Курочкин), клирик Омско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви, объявил о переходе в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви в 1990 году, когда Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение об открытии своих приходов и епархий на канонической территории Московского Патриархата. За самовольный выход из юрисдикции своего архиерея был запрещен в священнослужении. Четыре года спустя в Знаменском храме РПЦЗ при ее Синоде в Нью-Йорке был рукоположен во епископа.
Начиная с 2000 года епископ Евтихий выступал как сторонник восстановления единства Русской Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве. В том же духе он выступал и на IV Всезарубежном соборе в Сан-Франциско в мае этого года. Осенью епископ направил Патриарху Алексию II письмо с выражением раскаяния в своих прежних действиях, которые привели к созданию "вредоносного раскола".
Кроме того, отдельным решением (Журнал N 118) Синод восстановил в священстве одного из клириков епископа Евтихия, священника Владимира Карелина, который ранее был лишен сана за переход в РПЦЗ. Ходатайство епископа Евтихия стало одним из оснований для этого решения.
В лике новомучеников прославлены 10 подвижников, материалы о которых были представлены Архангельской, Московской, Рязанской и Саратовской епархиями. Журнал N 123 заседания Священного Синода содержит имена причисленных к лику святых.
Так, прославлены архиепископ Архангельский и Холмогорский Антоний (Быстров; 1858 - 16 июля 1931; материалы представлены Архангельской епархией); священник Димитрий (Касаткин; 1884 - 28 октября 1942), послушница Александра (Каспарова; 1882 - 18 февраля 1942), Никифор (Зайцев; 1884 - 21 1942), Иоанн (Любимов; 1876 - 19 января 1942), Елена (Чернова; 1874 - 17 сентября 1943), Параскева (Федоровой; 1882 - 11 декабря 1938) - материалы представлены Московской епархией; послушница Варвара (Конкина; 1868 - 5 апреля 1938) - материалы представлены Рязанской епархией; епископ Вольский Герман (Косолапов; 1882 - 10 октября 1919) и протоиерей Михаил (Платонов; 1868 - 10 октября 1919) - по материалам Саратовской епархии.
В ближайшее время имена новых святых будут сообщены Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
На заседании принято решение об открытии Николо-Радовицкого и Николо-Берлюковского мужских монастырей в Московской области и о назначении настоятелей этих обителей (Журнал N 124).
Николо-Радовицкий мужской монастырь в селе Радовицы Егорьевского района Московской области преобразован из сельского прихода храма Рождества Богородицы.
Настоятелем монастыря назначен иеромонах Августин (Французов) с возведением в сан игумена.
Николо-Радовицкий монастырь возник на месте Акакиевой пустыни, в XV веке основанной греческим старцем Пахомием. В XVI веке здесь был явлен чудотворный образ святителя Николая в полный рост, вырезанный из целого куска яблоневого дерева.
После большевистского переворота монастырь был закрыт.
Также приход Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района решено преобразовать в Николо-Берлюковский мужской монастырь.
Его настоятелем назначен иеромонах Евмений (Лагутин) с возведением в сан игумена.
Николо-Берлюковская пустынь основана в XVII веке монахом Варлаамом и жила по строгому общежительному уставу, который поддерживался учениками знаменитого старца Паисия Величковского.
В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", ставшую известной благодаря многочисленным чудесам. После 1917 года в монастыре разместилась психиатрическая лечебница.
Синодом была рассмотрена деятельность кино-телекомпании "Православная энциклопедия" в 2006 году. В журнале N 141 высказана положительная оценка фильмов, созданных "Православной энциклопедией" в 2005-2006 гг. - 5-серийного историко-документального фильма "Паломничество в вечный город", фильмов "Крест против свастики", "Сталин и Третий Рим", "Святой Георгий" (эти фильмы были показаны каналом РТР), "Смутное время" (Первый канал), фильма "Ангел Русской Церкви против отца всех народов" (канал НТВ).
Фильмы "Паломничество в вечный город" и "Ангел Русской Церкви против отца всех народов" получили высокую оценку как среди телезрителей, так и в профессиональной среде и были отмечены наградами различных отечественных кинофестивалей, наиболее значительными из которых являются "Золотой витязь" и "Тэффи-2006".
Священный Синод, одобрив деятельность кино-телекомпании "Православная энциклопедия", высказался за использование современных средств телекоммуникации и связи, а также средств массовой информации для осуществления православного свидетельства в современном российском обществе.
На заседании было принято решение об избрании архимандрита Сергия (Чашина) секретаря Владивостокской епархии, настоятеля храма в честь Успения Божией Матери Владивостока, проректора духовного училища епископом Уссурийским, викарием Владивостокской епархии (Журнал N 147).
Одной из особенностей Приморской епархии является то, что она, занимая немалую территорию, граничит с тремя иностранными государствами: Японией, Кореей и Китаем, что придает ей особый характер миссионерства.
Синодальная Богослужебная комиссия имела поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей.
На заседании Синода (Журнал N 149) утверждены представленные к рассмотрению богослужебные тексты: "Служба общая мученику XX века (новомученику) единому" и "Служба общая мученице XX века (новомученице) единей".
Женский монастырь Русской Православной Церкви в честь святых апостолов Петра и Павла откроется в городе Бендеры (Приднестровье) (Журнал N 150). Помимо новой обители, в Бендерах на базе действующей школы псаломщиков появится двухгодичное духовное училище, ректором которого назначен епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Журнал N 140).
Синод благословил открытие еще семи обителей (Журнал N 150). В числе женских монастырей - Крестовоздвиженский в дагестанском городе Кизляре, Покровский в селе Лукино Нижегородской области, Казанский в Рязани, мужских - Пантелеимонов в Петропавловске-Камчатском, Свято-Богородичный Казанский в селе Винновка Самарской области, Свято-Троицкий Селенгинский в селе Троицкое в Бурятии, а также Свято-Ильинской Водлозерской пустыни близ деревни Куганаволок Пудожского района Карелии. Макариево-Решемский мужской монастырь в Ивановской области будет преобразован в женский.
Русская линия