Анна Иоанновна была замужем (1710-11 гг.) за герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом, овдовев, жила в Митаве. После смерти Императора Петра II была приглашена 25 января 1730 г. Верховным тайным советом на российский престол. Верховники попытались ограничить самодержавие, предложив Анне подписать "кондиции" - условия восшествия на престол, согласно которым без Верховного тайного совета Императрица не могла объявлять войну, заключать мир, вводить новые подати и налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни, чести и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола. Анна "кондиции" сначала подписала, но по прибытии в Москву, убедившись в верности дворянства, вручившего ей 25 февраля 1730 г. челобитную с просьбой о восстановлении Самодержавия и получив поддержку А.И.Остермана, Феофана Прокоповича, П.И.Ягужинского, А.Д.Кантемира и других лидеров оппозиции, публично разорвала "кондиции". После восшествия на престол распустила Верховный тайный совет, восстановила значение Сената, учредила Кабинет министров в 1731 г., в состав которого вошли А.И.Остерман, Г.И.Головкин, А.М.Черкасский, позднее П.И.Ягужинский и А.П.Волынский. В годы ее правления был отменен указ о единонаследии, учрежден Шляхетный кадетский корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян, что было шагом к будущей "вольности" дворянства. Ближайшее окружение Анны Иоанновны составляли иностранцы (Э.И.Бирон, К.Г.Левенвольде, Б.X.Миних, П.П.Ласси), огромное влияние имел ее фаворит Э.И.Бирон. С его именем связана эпоха "бироновщины" - темной страницы нашей истории, когда процветали казнокрадство, распущенность нравов, неуважение к русским традициям. В 1740 г. был казнен кабинет-министр А.П.Волынский, стремившийся к ограничению влияния иностранцев на внутреннюю и внешнюю политику России. В армии под руководством Б.X.Миниха проводилась военная реформа, были сформированы Измайловский и Конный гвардейские полки. Война с Турцией 1735-39 гг., в ходе которой было разгромлено Крымское ханство, завершилась невыгодным для России Белградским миром. Перед смертью Анна Иоанновна назначила своим наследником младенца Ивана VI Антоновича при регентстве Бирона.
Сегодня мы также вспоминаем Московского генерал-губернатора, покровителя монархического движения, генерал-адъютанта Сергея Константиновича Гершельмана, скончавшегося в 1910 году.
Он родился 26 июня 1854 г. в Петербурге в семье генерала К.И.Гершельмана, происходящего из старинного немецкого дворянского рода. В 1872 окончил Пажеский корпус (его имя как лучшего ученика было высечено на мраморной доске корпуса) и был выпущен прапорщиком в л.-гв. Конно-артиллерийскую бригаду. В звании штабс-капитана 1877 поступил в Николаевскую академию Генштаба, но в связи с начавшейся Русско-турецкой войной оставил ее и отправился на театр военных действий. Гершельман участвовал в боях под Горным Дубняком, Телишем, Адрианополем и др. В боях под Адрианополем был ранен и контужен. В ходе Русско-турецкой войны он был награжден всеми российскими орденами до ордена св. Владимира IV ст. с мечами и бантом включительно. По окончании войны вновь поступил в Академию, которую окончил в 1881 с причислением к Генштабу. С началом Русско-японской войны Гершельман был произведен в генерал-лейтенанты и направлен во главе дивизии на Дальний Восток, с которой блестяще действовал в течение всей кампании, особенно отличившись под Мукденом. За Русско-японскую войну генерал был награжден орденом св. Георгия IV ст., орденом св. Анны I ст. с мечами, Золотым оружием.
В 1906 г. Гершельман был назначен Московским генерал-губернатором, энергично включился в борьбу с революционной смутой, способствовал возникновению монархических организаций среди московских рабочих, активно поддерживал местных черносотенцев. В результате на генерала было совершено дерзкое покушение, однако к счастью, Гершельман не пострадал. С 1909 г. Гершельман был назначен командующим Виленским военным округом, а в 1910 произведен в генералы от инфантерии. Скончался в г. Вильно, похоронен в Александро-Невской лавре (С.-Петербург). Его сын Александр был видным монархическим деятелем русской эмиграции, входил в состав Высшего Монархического Совета.
В этот же день 1888 года произошло чудесное спасение Царской Семьи при катастрофе на станции Борки.
17 октября 1888 г. в районе станции Борки в 49 верстах от Харькова произошла одна из самых серьезных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельсов царский поезд, в котором ехал Государь Александр III со всей Семьей. В результате аварии погибли 23 человека, 19 получили ранения. При этом никто из Царской Семьи, находившейся в тот момент в вагоне-столовой, не пострадал. Государь Император Александр III лично поддерживал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату великому князю Сергею Александровичу: "Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость". В честь чудесного спасения Царской Семьи в Российской Империи было построено много храмов. В районе станции Борки, в частности, были сооружены часовня Спаса Нерукотворного Образа и храм во Имя Всемилостивого Спаса.
А 17 октября 1905 г. Императором Николаем II был подписан Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", который был шагом к установлению конституционной монархии. Манифест был вырван революцией, его разработчиком был C.Ю.Витте, убедивший Государя пойти на уступку "общественному мнению". Манифест включал три основных пункта, Государь повелевал: "1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2.Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и 3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".
Публикация Манифеста не остановила революцию, а только подтолкнула ее. Революцию остановили русские монархисты и жесткие меры министров внутренних дел П.П.Дурново и П.А.Столыпина.
В 1906 г. Основные Законы Российской Империи были приведены в согласие с нормами Манифеста. Монархисты выступали за отмену этих норм, предлагали изменить кодификацию, восстановить Самодержавие. Накануне 1917 г. Государь склонялся к проведению подобных мер.
Русская линия