Между тем, в Европе думают иначе. Богословская школа на острове Халки была закрыта турецкими властями в 1971 году - переговоры об ее открытии ведутся уже на протяжении многих лет. Ныне этот вопрос стал еще более актуальным в виду возможного вступления Турции в Евросоюз, и попытками Греции и Константинопольского Патриархата, используя этот повод, добиться прекращения притеснений в Турции православного меньшинства.
Турецким законодательством деятельность религиозных общин жестко ограничивается и напоминает во многом "свободу вероисповедания" в СССР хрущевских времен. И христианские и мусульманские конфессиональные учебные заведения запрещены, появляться на улице в религиозном облачении в чалме или рясе нельзя, так же как в госучреждениях запрещено появляться в женском мусульманском платке хиджабе, запрещено так же публичное чтение религиозных стихов, уличные проповеди или цитирование вне религиозных учреждений священных книг как мусульманских так и христианских.
Впрочем, несмотря на свою "светскость", в прошлом турецкие власти давали понять, что пошли бы на открытие православной семинарии в случае, если в Греции будет открыто медресе. Пытаясь выйти из-под огня критики христианских организаций Европы, турецкие власти ранее предлагали Константинопольскому Патриарху Варфоломею передать семинарию в ведение Стамбульского университета, на что Патриархия ответила отказом, т.к. это потребовало бы внесения неприемлемых изменений в программу обучения.
Анкара со времен архитектора светской (читай - безбожной) Турецкой республики Кемаля Ататюрка находится во враждебных отношениях с Константинопольским Патриархатом. Турецкие власти всячески стремятся ограничить деятельность Церкви на ее же канонической территории, не признают вселенский статус Константинопольского Патриарха, требуют его избрания только из турецких граждан (православная община Турции насчитывает лишь несколько тысяч человек). Турецкие националисты регулярно проводят демонстрации у резиденции Константинопольского Патриарха, а официальные турецкие власти даже в свое время пытались создать "турецкую православную церковь" так и канувшую в лету, не дав с гнилого древа никакого плода.