"На самом деле, всё это в истории уже было", - считает бывший российский дипломат, более восьми лет занимавшийся в МИДе вопросами Прибалтики. "Взять хотя бы стремление Русского государства в XVI веке обеспечить себе возможность свободной, без посредников, торговли с Западной Европой через Балтийское море. Ливония же, как известно, препятствовала этому. Причем, понимая какой ущерб наносит России эта политика, полностью блокировала - во избежание последствий - наём Москвой специалистов на Западе и завоз в Россию товаров, в частности металлов, необходимых для укрепления военной мощи страны. Одним словом, вопрос и тогда не сводился только к желанию прибалтийцев паразитировать на российской торговле с Западной Европой. Речь, как и сегодня, шла о том, чтобы держать под контролем жизненно важные для Русского государства торговые артерии, с целью иметь возможность оказывать на него давление".
"Как известно, - напомнил М. Демурин, - попытки Ивана Грозного миром договориться с литовцами результатов не дали, и последовала Ливонская война. Примечательно, однако, что союзниками Ливонии выступили Польско-Литовское государство, шведы и крымские татары. Ливонская война была для Русского государства неудачной, и понадобилось ещё почти полтора века, прежде чем господство прибалтов и западноевропейцев на российских торговых путях на Балтике было ликвидировано. Но оно было ликвидировано, и так будет всегда в истории".
По мнению представителя "Родины", сегодня прибалтийские страны запутались в понимании того, чем наделила их независимость. "Поэтому, - считает он, - и появляются, например, в одной и той же газете, почти на одной полосе, сентенции о том, что Латвия "никогда не претендовала на то, что ей не полагается". И одновременно там же пишут, что прокладка газопровода по дну Балтийского моря недопустима, так как "снизит возможности Прибалтийских государств и Польши влиять на цену поставляемого им газа".
"С вводом в строй Приморска Россия вырвалась из новых пут транзитного контроля, которыми, пользуясь не только объективной слабостью нашей страны, но и отсутствием нормального национального сознания у правителей того периода, попытались связать её прибалтийцы и их западные покровители в первой половине 1990-х годов. Сегодня такое национальное целеполагание, во всяком случае, декларируется"- сказал в завершении Михаил Демурин.
Русская линия