Официально патриарший визит проводится в праздник обретения чудотворной Казанской иконы Божьей Матери и приурочен к торжествам по случаю 450-летия Казанской епархии РПЦ. Однако, по замыслу республиканского и городского руководства, он имеет и вполне определЈнный политический подтекст. Жгучее желание местных властей заполучить к себе в преддверии празднования тысячелетия Казани столь высокого, авторитетного гостя (который должен будет подтвердить имидж Татарстана как самого "толерантного" региона Российской Федерации) демонстрировалось уже не один год, однако Алексий II всЈ это время не спешил с окончательным ответом. Скорее всего, данное обстоятельство было связано с шумихой, поднятой вокруг "возвращения" в столицу республики "ватиканского" списка Казанской иконы Божьей Матери, и нежеланием Патриарха принимать открытое участие в пиар-акции по раскрутке "религиозно-инвестиционных" инициатив местного руководства.
Тем более что основное условие, поставленное им в качестве "компенсации" за передачу "ватиканского" списка, а именно - восстановление комплекса бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря (где ранее хранилась и откуда в 1904 г. была похищена чудотворная Казанская икона Божьей Матери) - до сих пор не выполнено. Сохранившаяся монастырская Крестовоздвиженская церковь по-прежнему пребывает в лесах, что, вкупе со слухами о приостановке в ней работ в связи с невыплатой рабочим заработной платы, оптимизма по поводу еЈ "сдачи в срок" отнюдь не прибавляет. Видимо, не случайно до сих пор нет никакой ясности на счЈт того, привезЈт ли в июле предстоятель РПЦ с собой в Казань знаменитый список чудотворной иконы или же ограничится "урезанной" протокольной программой.
В качестве предполагаемых пунктов последней рассматриваются: проведение Святейшим Патриархом праздничного всенощного бдения в Казанском Петропавловском и литургии в Казанском Благовещенском соборах, участие в конференции, посвящЈнной 450-летию Казанской епархии РПЦ, а также возможное посещение им Свияжского Успенского мужского монастыря. Весьма любопытно при этом, что ни на одном из указанных объектов ещЈ не завершены в полной мере реставрационные работы, однако городское и республиканское руководство убеждено, что взятые в последние дни ударно-комсомольские темпы помогут закончить их к визиту предстоятеля РПЦ.
Почти готов к приЈму высокого гостя расположенный на территории Казанского Кремля - в непосредственной близости от резиденции главы республики М.Ш.Шаймиева - Благовещенский собор, являвшийся до революции кафедральным. Достаточно хорошо отреставрированный, хотя и лишЈнный колокольни (восстановить которую или хотя бы построить меньший по размерам "новодел" безрезультатно просило у властей епархиальное начальство), он должен будет являть собой, согласно новому статусу, некий функциональный гибрид храма, музея и историко-архитектурного комплекса. Раза два в году в нЈм разрешат проводить церковные службы, в остальное же время Благовещенский собор будет функционировать как "собрание древностей". Безусловно, руководство Казанской епархии РПЦ в восторге от столь оригинальной перспективы использования самого древнего православного храма Казани отнюдь не пребывает, но и особых возражений на сей счЈт благоразумно не делает. Именно "открытие" Благовещенского собора 21 июля сего года, по замыслу светских режиссЈров "казанского миллениума", должно стать "гвоздЈм" программы ожидаемого визита в Казань Алексия II.
Особый символизм этого действа должен будет заключаться в том, что за месяц до него - 24 июня сего года - в Казани состоится торжественное открытие другого религиозного "объекта" - грандиозной по своему архитектурно-художественному исполнению мечети Кул Шариф, названной в честь известного религиозного и государственного деятеля времЈн Казанского царства, одного из организаторов обороны в 1552 г. ханской цитадели от войск Ивана IV Грозного. Некоторые историки считают, что на фундаменте прежней - ханской - мечети Кул Шариф, где погиб сей храбрый сейид со своими шакирдами, и был затем возведЈн Благовещенский собор. В своЈ время татарские националисты предлагали даже сравнять последний с землЈй, а на его месте соорудить новую мечеть, как символ возрождЈнной татарской государственности. Первое "предложение", к счастью, не прошло (мечеть соорудили в некотором отдалении от прежнего места расположения), а вот второе получило вполне конкретное воплощение. Правда, как и Благовещенский собор, новая мечеть Кул Шариф будет больше напоминать музей, чем культовое сооружение, но это, что называется, уже несущественные мелочи.
К визиту Патриарха имеет возможность предстать перед прихожанами в частично отреставрированном виде и Казанский Петропавловский собор, построенный в честь посещения Казани в 1722 г. Петром I. Что же касается Свияжского Успенского мужского монастыря, то здесь не всЈ так просто, как хотелось бы. Хотя известие о возможном приезде предстоятеля РПЦ, судя по всему, уже оказало на ход ремонтно-восстановительных работ на острове-граде поистине чудесное влияние. По имеющейся информации, туда в срочном порядке перебрасывается строительная техника, которая, будем надеяться, предоставит, наконец, реальную возможность соединить эту прославленную православную обитель с "материком".
Многие православные люди искренне надеются, что приезд в Казань Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II поможет решить не только эту, но и другие застарелые проблемы. А будет ли он при этом демонстрировать "толерантность" или предоставит такую возможность местным "профессионалам" - по большому счЈту, не столь уж и важно.
Русская линия