Многие политики Вашингтона с энтузиазмом восприняли мартовское решение администрации Буша назначить Кэрэн Хьюгс на должность заместителя государственного секретаря США. Многолетний советник и близкий друг американского президента (с тех пор, как тот работал еще губернатором штата Техас) должна будет отвечать за улучшение серьезно пошатнувшегося в последние годы имиджа страны за рубежом. Хьюгс не без основания называют самой влиятельной женщиной в Белом доме. "Она, как никто другой, понимает, как Буш мыслит и принимает решения, - пишет "The Washington Post", - она по существу - его второе я".
Дина Хабиб Пауэлл должна стать вторым человеком в Белом доме, отвечающим за "публичную дипломатию" администрации Буша. Родившаяся в Египте и свободно говорящая на арабском языке, она будет контролировать работу с ближневосточными мусульманскими странами. Официально Пауэлл будет помощником Кондолизы Райс по вопросам образования и культуры. Но, как выяснилось в последние дни, Хьюгс и Пауэлл смогут приступить к своим обязанностям в лучшем случае не раньше осени. Задержка объясняется бюрократическими проволочками, главная из которых - длительное законодательное утверждение их кандидатур, а также различные семейные обстоятельства. Политические оппоненты президента немедленно заявили о "срыве объявленных с большой помпой инициатив".
Информации о проволочках в работе Хьюгс и Пауэлл появилась в то самое время, когда был обнародован доклад Главного контрольного управления Конгресса США. В этом документе, фрагменты которого в понедельник напечатала газета "The Washington Post", говорится, что "антиамериканские настроения усиливаются, и это все больше угрожает национальным интересам страны". В качестве подтверждения этих тенденций приводятся результаты анализа недавних опросов общественного мнения во многих странах мира. "Подобные антиамериканские настроения могут привести за рубежом к росту поддержки терроризма, направленного против американцев", указывается в исследовании. В докладе подчеркивается также, что усиление антиамериканизма в мире может "сказаться на стоимости и эффективности (американских) военных операций, сузить возможности для объединения США с другими странами для достижения общих политических целей, а также уменьшить энтузиазм зарубежной общественности по отношению к деловым услугам и товарам из США".
Несмотря на многочисленные публичные заявления Белого дома о стремлении улучшить отношения с исламским миром, до сих пор в администрации Буша нет ни одного высокопоставленного чиновника-мусульманина. Между тем, согласно статистике, уже в ближайшие годы американские мусульмане станут второй по численности (после христиан различных конфессий) группой в стране. При этом отсутствие хотя бы одного мусульманина в составе администрации Буша вызвала серьезную критику среди "экспертов по вопросам демократии", а также в странах Ближнего Востока. Арабские СМИ особенно много говорили о "непропорционально большом" представительстве евреев в кабинете президента США, что, по их мнению, объясняет постоянную поддержку Вашингтона израильского государства.
Наблюдатели также отмечают, что до сих пор неясно, что администрация Буша подразумевает под понятием "публичная дипломатия". Одни чиновники говорят лишь о более активной презентации положительного и дружественного имиджа США за рубежом. Другие представители администрации имеют в виду более тесное сотрудничество между Вашингтоном и исламскими странами. Так или иначе, если Белый дом не станет открыто говорить о существующих серьезных проблемах между США и странами Ближнего Востока, успеха не будет. США необходимо сделать признание в допущенных ошибках. Среди вопросов, остро волнующих исламский мир, - нарушения прав человека заключенных базы Гуантанамо, значительные визовые ограничения и унизительные проверки для мусульман, желающих учиться или путешествовать в США, открыто произраильская позиция Белого дома в еврейско-палестинском конфликте, а также продолжающаяся непопулярная война в Ираке.
По материалам Страны.Ru.
Русская линия