Ответ Церкви на социальные проблемы современности

Св. прпмц. Елизавета как образец церковного служения

0
118
Время на чтение 4 минуты
Социальные проблемы все явственнее и больнее выходят на первый план в нашей жизни. Недаром на исторически значимом Архиерейском Соборе 2000 была сформулирована Социальная концепция Русской Православной Церкви.

На прошедших 15 января в культурно-просветительском центре "Лествица" при храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте" на Шпалерной, Елизаветинских чтениях, живо обсуждался вопрос о том, как Церковь реагирует на социальные беды. Об этом говорили все участники чтений.

Настоятель храма, в котором с 15 по 19 января пребывают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары (малый ковчег), - иерей Вячеслав Харинов в приветственном слове сказал, что одной из задач Церкви в наше время является возращение в жизнь общественного идеала святого человека.

Необходимо напоминать людям о том, что веками на Руси идеалом был святой подвижник, а не процветающий предприниматель, удачливый купец или ловкий политик, и это делало народ сильным, а страну процветающей.

Этот идеал осуществлялся не только в низах общества, не только в средних слоях, но и на самом верху. "Царственность и святость" - это особая тема. Царственные роды на Руси дали немало святых.

Прпмц. Елизавета являет собой наиболее открытый и понятный миру тип святости, как она сама говорила "служения Богу в ближнем". Именно этот тип святости наиболее востребован в наше время.

Тему продолжил глава Отдела церковной благотворительности СПБ епархии протоирей Александр Степанов. Он подчеркнул тот факт, что в ХХ и в ХХI веке на первое место в жизни всего человечества вышла социальность, - человек уже не может чувствовать себя и быть в этом мире "сам по себе", приватной персоной, - он так или иначе втянут в социум, социальность преобладает в современной жизни.

От Церкви ждут ответа на изменения окружающей жизни. Прпмц. Елизавета была человеком абсолютно незаурядным в своей духовной интуиции, она на века дала нам образец того, как осуществлять христианский подвиг в современном мире. Недаром за последние десять лет по всей стране возникло так много сестричеств, общин сестер милосердия имени прпмц. Елизаветы.

Тот факт, что стихия социального вторглась в ХХ веке в жизнь каждого человека, меняет и нашу церковную жизнь, и наше предстояние перед Богом. Уже в начале ХХ века в русской Церкви происходили серьезные изменения, тогда заговорили о "белом монашестве", о "монашестве в миру", тогда появились общины, подобные тем, которые были собраны вокруг св. Алексея Мечева, а потом его сына о. Сергия. Это было время переосмысления и монашеской жизни, и того к чему призваны миряне в ХХ веке, именно в связи с тем, что меняется окружающая жизнь. Это было движение Церкви навстречу социальному служению.

Опыт общины прпмц. Елизаветы Федоровны связан с характерным для ХХ века поиском полноты христианской жизни в сегодняшнем мире, когда социальная струя мощно бьется в душе каждого человека. Опыт служения прпмц. Елизаветы чрезвычайно важен в наши дни и требует осмысления, особенно теми людьми, которые посвятили себя милосердному служению, но и вообще всеми христианами.

На Елизаветинских чтениях присутствовал, сопровождающий мощи в паломничестве по России, епископ Бостонский Михаил. Владыка несколько оспорил предыдущего докладчика, он сказал, что служение прпмц. Елизаветы, так же как служение матушки Екатерины настоятельницы Леснинской обители, где прошло его детство, не было приспособлением к условиям ХХ века, а наоборот, возвратом к традиции. В самом начале монашества на Руси женские монастыри были направлены на социальное служение, они были не закрытыми, а открытыми для мира.

Надо сказать, что присутствие на конференции человека, облеченного епископским саном придало ей особенную значительность. Особо это ощутили все слушатели и участники чтений, когда после доклада Любови Алексеевны Карпычевой завязался живой обмен мнениями, обусловленный самой темой доклада "Великая княгиня Елизавета Федоровна: монахиня или диакониса?" В докладе достаточно обоснованно утверждалось, что Елизавета Федоровна не имела монашеского пострига, а была поставлена во главе обители по особому, составленному ею и утвержденному митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), диаконискому чину. В докладе Карпычевой - сестры Покровской общины сестер милосердия - был поставлен вопрос о желательности введения канонического статуса диаконис для женского церковного служения. Докладчица говорила о подвиге Елизаветы Федоровны и необходимости продолжения его в виде канонической нормы в церкви, воодушевленная своим личным опытом более чем 10 летнего служения в Покровской общине, а так же на примере того, что происходит в других Сестричествах, занимающихся делами милосердия. Владыка же Бостонский отвечал ей, исходя из общецерковного взгляда. Он сказал, что недаром в IV веке в Византии упразднили чин диаконис, увидев в нем опасность некоего промежуточного чина между монашеством и семейным состоянием. А в наше время "промежуточное состояние" вообще характерно для психологии людей (то есть человек и не монах, и не семьянин), потому надо опасаться закреплять его канонически.

Образ служения диаконис, по мнению епископа, не противоречит монашеству, это не отдельное служение, это наоборот очень распространенный в России тип монашества, открытого для мира. Если же мы будем настаивать на утверждении чина диаконис, то мы можем соскользнуть на путь западных орденов. У нас и так существует разнообразие: например, оптинские старцы были не такими, как глинские старцы и т.д., но мы же не выделяем их в отдельные чины.

Владыка Михаил справедливо заметил, что поставленный вопрос связан с тем, что люди по-разному понимают, в чем заключается суть монашества. Даже если прмц. Елизавета не имела монашеского пострига, в нашем представлении она все равно является подлинной монахиней. Так же, как и всякий, кто исполняет монашеские обеты на деле, не имея пострига, - при встрече с этим человеком мы не отличим его от подлинных монахов.

Это утверждение владыки подтвердили три доклада, сделанные сестрами Сестричества прмц. Елизаветы. И история деятельности дореволюционной Елизаветинской общины сестер милосердия Красного креста, и факты из современной жизни - работа сестер в хосписе, с уличными детьми, с трудными подростками свидетельствуют о том, о чем писали Святые Отцы: монах от мирянина отличается только тем, что у него нет семьи, а в идеале жизнь всех христиан и монахов и мирян строится на одних и тех же началах - веры, надежды любви и рассуждения.

Отрадно отметить, что организаторами Елизаветинских чтений был "Центр Национальной Славы России" и Фонд Апостола Андрея Первозванного, что свидетельствует о стремлении к объединению общества и Церкви в социальном служении.
Людмила Ильюнина, специально для "Русской линии"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
12.12.2024 17:34
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 17:11
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от prot
12.12.2024 17:09
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2024 16:33
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2024 16:25
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.12.2024 15:43