И вот на балетной сцене появляются Святые Царственные Страстотерпцы. Их судьба по сути дела является центральной темой балета "Распутин", премьера которого прошла 30 и 31 октября в театре оперы и балета Петербургской Консерватории. Как же авторы постановки интерпретируют судьбу Святой Царской Семьи? Конечно же в духе Эдварда Радзинского, нашумевшего в свое время фильма "Агония" и советского агитпропа. Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Федоровна представлены безвольными игрушками в руках страшного демона - Распутина.
Начинается балет прологом, в нем Распутин представлен как повелитель народных масс, хлыстовский "Христос", который при этом не дает, появившемуся в разгар народных плясок Николаю II, совершить крестное знамение. Он как упырь повисает у него на шее, совершает над ним колдовские пассы. Он и Царевичу-то помогает в его страданиях, отогнав от Отрока Ангела-Хранителя.
Одна из самых отвратительных сцен в балете - когда черный демон-Распутин, отпихивает от Царевича светлого ангела и тот, катается по полу.
Название разных частей спектакля говорит само за себя: "Разгуляй", "Распутство", "Явление Государя" и пр. При этом в спектакле постоянно звучат церковные песнопения, танцоры осеняют себя крестным знамением, на декорациях смутно виднеются лики святых, купола храмов, а посредине сцены стоят царские врата.
"Нельзя соединить идеал Содома и идеал Мадонны" - писал в свое время Достоевский, а в этом спектакле всЈ перепутано. "Каша в голове" по отношению к той теме, за которую взялись известные в театральном мире люди - автор либретто и хореографии спектакля балетмейстер Георгий Ковтун, композитор и аранжировщик Владимир Качесов и звезда мирового балета, солист Мариинского театра Фарух Рузиматов - проявляется в гремучей смеси фантазийных выдумок и политической ангажированности.
Последнее приходит на ум, потому что очень уж вовремя появился этот балет. Именно сейчас, когда идут споры о личности Григория Ефимовича Распутина. Когда на недавно прошедшем Архиерейском Соборе принято специальное постановление на этот счет. И, одновременно, когда мы узнаем о том, что Григория Ефимовича почитали как Божьего человека и почивший старец Николай Гурьянов, и схимонах Иероним Санаксарский. Узнаем о том, что многое из того отрицательного, что тиражировалось в предреволюционное и советское время об "опытном страннике" на самом дела является клеветой. И вот, именно в такой момент появляется очередная "агитка". При этом задействована "волшебная сила искусства" - Фарух Рузиматов действительно талантливый танцор. Вообще спектакль по масштабу занятых в нем танцоров, певцов, художников грандиозен.
Теперь "Распутин" начнет "шествие" по стране, и даже заграницей - на Украине, в Киеве - будет показан. Тысячи людей увидят кощунство в адрес Царской Семьи (потому что о святых нельзя говорить, как тебе вздумается - интерпретировать чувства, поступки и слова святых людей по-своему грешному разумению), увидят клевету, которая возводится на Распутина вот уже целое столетие.
Но, я бы сказала, что для верующего человека, сам факт грандиозного воплощения клеветы на сцене, вставшего в ряд киношных, мультипликационных, песенных и виноводочных воплощений этого порока, свидетельствует не против, а за Григория Ефимовича. Мир, как известно, свое любит и ублажает, а то, что ему целиком не принадлежит, ненавидит. Верующим людям уместно было бы задать себе вопрос: почему мир так ненавидит Распутина? Ведь с точки зрения сегодняшних норм жизни, - он был героем (как говорят, "сексуальным гигантом"), так, почему же то, что превозносится миром сим в других, в Распутине (не обсуждая вопрос, был ли он таким был на самом деле) - высмеивается?
Почему его имя так усиленно мажется черной краской не одно уже десятилетие? Почему вообще его жизнь и его смерть никак не дает покоя толпе?
Одна из причин такого стойкого интереса к личности Распутина, конечно же лежит на поверхности - очернив Распутина, легко бросить тень и на Царскую Семью. Какие мол, они святые, если рядом с ними был такой человек?! Но есть тут и некие мистические причины, - как будто кто-то толкает всевозможных творцов "чернухи и порнухи" опять и опять лепить по своему образу и подобию образ страшного развратника и распутника и потешаться над ним. Если он свой - разве смеялись бы над ним пересмешники?! Ведь они не из тех, кто провозглашает и живет идеалами целомудрия. А, если смеются, - значит не такой уж он свой этим пересмешникам?
Однако, сами не ведая, что творят, пересмешники заставляют всерьез задуматься о том: а кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин, если столько времени не дает он покоя ненавистникам?
Потому большое спасибо всем создателям балета "Распутин" за то, что они помогают нам относится к нашей вере и к нашим святыням сознательно и ответственно.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии