Это имеет и практическое значение: в беседе с одним из симпатизантов раскольникам-изгнанцам мне пришлось выслушать упрек в том, что позволил себе назвать их сектантами. Они проповедуют, мол, неповрежденное православное учение в его полноте, а не какой-нибудь "сектор".
Надо разобраться. Возьмем любую из "ветвей альтернативного православия", любую из "альтернативных" группировок, паразитирующих на теле Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом и специализирующихся на ведении против этой Церкви психвойны в мiровой Сети-паутине. Да хоть РПАЦ, она, вроде бы, самая по количеству представительная. Для заштатных и запрещенных клириков РПЦ, которые живут тем, что отпевают по моргам покойников, дуря головы безутешным родственникам, РПАЦ самая привлекательная "юрисдикция", после "УПЦ (КП)" Денисенки, разумеется. Для контраста можно, конечно, взять и их антагонистов-близнецов-братьев - изгнанцев из РПЦИ.
В любом учебнике по сектоведению все т.н. "тоталитарные секты" характеризуются наличием у них двойного учения: явного, которое предъявляется обществу и массовке из рядовых членов и вербуемых потенциальных адептов, и тайного, которым руководствуются лидеры и продвинутые "посвященные". Другим существенным признаком считается применение по отношению к адептам и неофитам современных методик промывания мозгов, манипуляции сознанием и подавления личности.
Со вторым все в порядке - рядовые сектанты пребывают, если выражаться по-церковному, в "прелести" - свою группировку они считают последним прибежищем истинной веры. Кроме того, они в упоении от того, что состоят в сообществе "людей интеллигентных, ярких, неординарных, с высоким интеллектом, не пасующих перед острыми вопросами и жесткой полемикой, а главное - честных и готовых в своей честности идти до конца" (цитирую самовосхваления, которыми завален Рунет).
Если мы, по старой, но не вовсе ошибочной традиции "структуралистов" середины прошлого века, станем рассматривать все опубликованные материалы суздальцев и изгнанцев как единый текст, бросаются в глаза следующие характерные особенности:
- болезненная ненависть по отношению ко всем "внешним", к тем, кто "не-мы".
- изредка, для разнообразия, ненависть уступает место презрению. Даже такой опытный человек, как П.Н. Будзилович, не в состоянии сдержаться - и из статьи в статью именует паству РПЦЗ ("лавровцев") лягушками. О Г. Лурье я уж не говорю: "животные, пригодные только на мясо хиротонии" - так он определяет архиереев, не состоящих в РПАЦ или, на худой конец, в РПЦИ (изгнанцы). И почтенный г. Будилович, и Лурье не брезгуют подворотным словцом, а то и уголовным жаргоном. О плодовитом порнографе писателе В.Г. Черкасове и говорить нечего.
- зато о самих себе и суздальцы и изгнанцы говорят исключительно в тоне величественном, патетическом, можно сказать "житийном". Это настоящее самопрославление во святых, бесконечный и, надо признать, несколько монотонный "автоакафист" или даже героическая эпопея.
- в то же время рассматриваемый нами текст как целое носит преимущественно негативный характер. Это - всегда осуждение, и только на фоне этого осуждения, по контрасту с предательством, низостью, распущенностью и корыстолюбием "внешних" видно сияние носителей истины - т.е. суздальцев и изгнанцев.
- текст всегда носит характер "императива". суздалец и изгнанец не уговаривают лягушек и прочих животных - они констатируют, они повелевают, они приказывают, отдают распоряжения, они учат, они пасут жезлом железным.
- текст постоянно обращается к самым низменным чувствам потенциального читателя, и прежде всего - к гордыне и гневливости. Так, любая суздальско-изгнанская публикация непременно содержит в себе слова "унижение" и "позор" когда дело касается встреч представителей РПЦЗ и РПЦ МП.
Итак, перед нами - стандартный тип текста, предназначенного "посвященными" для "профанов".
Теперь о том учении, которое выставляется напоказ. Для публики стараниями штатных пропагандистов (они же - наиболее яркие и неординарные члены РПАЦ) таких, как "известный писатель о. Михаил Ардов, видный ученый-патролог и востоковед о. Григорий Лурье, журналист и политолог Егор Холмогоров" (с последним произошел досадный конфуз - он объявил недавно о своем возвращении в РПЦ МП), их статьями, книгами, выступлениями в печати и Рунете создан определенный, как сейчас модно выражаться, имидж.
Этот имидж забавнейший: Ардов, Лурье и Русанцов - это, оказывается, прямые наследники тех, кто в советские времена скрывался в "катакомбах", предпочитая сотрудничеству с "безбожной властью" смертельно опасное подпольное существование, не приклоняя головы перед лже-церковью эМПэ, моральный облик которой безнадежно запятнан, а канонические основы отсутствуют. Неиссякаемый повод для веселья тем, кто хотя бы в общих чертах знаком с биографиями этих катакомбных криптоиереев, суровым взором следивших за моральным падением эМПэ из окна таежной сибирской избушки, куда к ним приходили за духовным окормлением чудом уцелевшие в сталинско-бериевских застенках белые воины.
Они - "православные фундаменталисты". Так отрекомендовал себя Ардов сгинувшему теперь телеведущему Евгению Киселеву в одной его телепередаче, когда излагал точку зрения "церкви" на натовские бомбардировки Сербии. Фундаменталист выразил тогда убеждение, что сербы сами виноваты и расплачиваются за свой грех - проголосовали за коммунистов. И вообще, навлекли на Сербию сегодняшние несчастья те "не сербы, а коммунисты", которые осуществляют зверский геноцид несчастных албанцев. Вот ведь какое интересное сочетание, "православная истинность" и суровая "катакомбность" обращенного к "внешним" текста - всегда сочетаются с искренней любовью к ценностям нового мiрового порядка. К замечательным словам о Сербии стоит прибавить восторженные клики, которые издавало "Кредо", радуясь поимке (?) Саддама Хуссейна и уповая, что такая же судьба ждет и других "динозавров" вроде Лукашенко.
Собственно, на этом можно и закончить рассмотрение того "неповрежденного православия", которое пропагандируется этими исповедниками и ревнителями правоверия.
Но какие же "тайные цели" всей этой возни? Те, которые эти деятели преследуют на самом деле? Помимо вполне по-человечески понятного желания свободных граждан свободной страны сшибить побольше денег? Ясно видно лишь желание тех, кто эти деньги им закачивает, "отработать применение политтехнологий в сфере церковно-государственных отношений". А вот цели самих лидеров группировки какие, кроме финансовых? Мне все-таки трудно представить, что они хотят чего-то большего, чем потешить свое тщеславие самовыражением и набить карманы. Слишком мелкие личности, чтобы служить за совесть "мiровой закулисе", строящей планы разложения и уничтожения Православия. Впрочем, какой-нибудь митрополит Зосима тоже ведь не был титаном духа...
Андрей Рюмин, Русская линия