Сохранение и развитие феномена язычества докладчица расценивает как один из парадоксов периода глобализации, которая, в частности, направлена на нивелирование таких краеугольных для язычества понятий, как род и национальный фактор. Отвечая на вызов глобализации, современное язычество выбирает крайне полярные пути: это или резкая антиглобалистская позиция, или так называемая "либерализация" язычества и попытка вписаться в контекст мировых экономических, технологических и культурных связей. Первая тенденция восходит к началу XX века, вторая же возникла в 60-е годы того же столетия и сейчас, по мнению Анастасии Струковой, набирает силу. Этому направлению в язычестве и был посвящен доклад. К "либеральной" тенденции автор относит такие характеристики язычества, как пантеизм, "непротивление естественному ходу вещей", а также гибкое понимание традиций, которые в различных языческих общинах имеют свои особенности. В современном мире константы язычества претерпевают существенные изменения: так, понятие "рода" теперь означает не сообщество родственников, а общину единомышленников, объединенных духовными поисками и моральными нормами. Более того, отмечается тенденция роста числа язычников-одиночек. Доступ в современные языческие общины становится все более открытым; язычники разных стран и традиций активно общаются друг с другом, используя при этом интернет. Серьезной трансформации подвергаются в "либеральном" язычестве и семейные отношения. Из "агрессивной мужской религии начала ХХ в." язычество превратилось в систему представлений, где женщина не только допускается в общины, но и нередко играет в них ведущую роль.
Анастасия Струкова считает некорректной какую бы то ни было классификацию современных язычников, но ей все же приходилось пользоваться такими характеристиками, как традиционное и неофитское (оно же - городское) направление в язычестве. Конфликт между представителями этих ветвей отмечен на Алтае, в Поволжье, Удмуртии, Марий-Эл, о чем свидетельствуют частые разоблачения шаманов-самозванцев. В языческой среде возник термин "ряженые": так называют тех, кто буквально пытается воспроизвести житейский уклад предков. Подобное течение в язычестве исследовательница считает маргинальным и бесперспективным.
Говоря о путях развития язычества, докладчица отметила, что у этой религии есть все возможности для роста числа последователей. Многих располагает к язычеству отсутствие четкой иерархической структуры, автономность по отношению к государству, а также "избирательное принятие ценностей мировых религий, которые сейчас находятся в сложном положении". Этот синкретизм, по мнению автора доклада, и помогает язычеству вписаться в современный мультикультурный контекст и увеличивает число его адептов, особенно из среды молодых образованных людей.
Доклад вызвал заинтересованную дискуссию. Профессор Московского государственного университета им. Ломоносова, религиовед Игорь Кантеров поставил вопрос о причинах востребованности язычества "в современном сознании". В числе главных причин он назвал "неоплаченные счета православной Церкви и ислама, которые не смогли глубоко проникнуть в этнос", а также способность язычества с особым вниманием отнестись к тем проблемам, которые так волнуют наших современников: это здоровье, экология, этническая идентификация. Примером "встречи" язычества и глобализации ученый считает разного рода объединения New Age, учение которых включает близкие язычеству элементы.
Исламовед Александр Игнатенко обратил внимание на то, что в исламской среде в разных регионах мира "набухают процессы" возвращения к историческим корням, истокам, которые по существу являются языческими. В этом ключе он расценил усилия главы Центрального духовного управления мусульман России муфтия Талгата Таджутдина по организации паломничества к святыням древней Булгарии, которые связаны с языческой религией тюркских народов - тенгрианством.
На семинаре присутствовали также и сами язычники. С интересом было встречено выступление члена языческой общины (Этическое движение "Родная Земля") Светланы Зобниной, представившейся также как "специалист по компьютерам". Будучи представителем "либерального" язычества", С.Зобнина подчеркнула, что "глобализация - не совсем либеральная вещь", и отметила много отрицательных ее сторон. Она выразила удивление тому, что в докладе и в процессе обсуждения не была затронута тема экологии. Выступавшая уверена, что "либеральная" тенденция в нашей стране пока представлена меньшинством язычников, большинство же из них будут "устойчиво против" глобализации. С апологией современного язычества выступил также писатель Александр Асов, издающий "Велесову книгу" и другие подобные тексты. Он предлагает более точное, на его взгляд, название для мировоззрения своих единомышленников - "родноверие".
Издатель старообрядческого журнала "Церковь" Александр Антонов обратился к присутствующим с призывом включить в число объектов изучения такой многовековой и развитый языческий русский культ, как "культ Бахуса". По его мнению, это устойчивая религия со своими заповедями, мучениками и даже "своим Юстинианом". На семинаре выступили также религиовед Павел Пучков, историк Сергей Рябов, социолог Энвер Кисриев, философ Борис Кнорре и другие.
Подводя итоги заседания, руководитель исследовательской группы "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов коснулся вопроса о перспективах язычества и пообещал, что "рост его везде будет весьма значительным". Алексей Малашенко отметил, что в недалеком будущем, когда "борьба между глобализацией, православием и исламом придет к окончательному разносу", язычество "с его мягкой перспективой станет для многих привлекательным".
Благовест-инфо