Ответ:.К счастью или нет, мы - не в Грузии, Азербайджане или Казахстане. Я глава российского государства. И здесь, как вы знаете, ведущая религия - это православная церковь. И я, конечно, должен уважать позицию Русской православной церкви.
(Из итервью президента В.В. Путина американским журналистам 20 сентября 2003 года)
Глубокоуважаемый господин Президент,
позвольте подать голос, один из миллионов голосов той самой Русской Православной Церкви, в чьем имени редакторы Вашего интервью постеснялись поставить заглавные буквы, и которую Вы не постеснялись поддержать вопреки оказанному на Вас давлению. Спасибо Вам.
Говорят, президент Эйзенхауэр не читал бумаг длиннее одной страницы. Я ручаюсь уложиться в две: Эйзенхауэр ведь был военным, и к тому же, как Вы сами заметили, мы не в Америке.
Православная Церковь всегда с радостью и благодарностью принимала поддержку законной, богоустановленной и благожелательной гражданской власти. Симфония Церкви и государства была и остается основой нашей гражданской позиции (в отличие от эпохальных заблуждений папства - но это уже другой разговор). Однако, как бы мы ни приветствовали поддержку и помощь государства, Церковь не может и не должна рассчитывать на нее при всех условиях.
Ничто не вечно на земле, господин Президент, тем более в политике. Что произойдет, если Ваш преемник, придя Вам на смену результате демократического (или недемократического) процесса, откажется от Вашей стратегии поддержки Святой Церкви? Что, если он (или она, или оно) подчинится в этом деле противоцерковным, враждебным силам? К сожалению, господин Президент, мы обязаны учитывать такую возможность. Надейся на лучшее, готовься к худшему.
Итак, представим себе, что по той или иной причине папа получил торжественное приглашение от главы государства осчастливить и просветить нашу отсталую страну своим апостольским визитом. Раскатаны километровые ковровые дорожки, батальоны солдат-молодцов маршируют туда-сюда, оглашая воздух могучими залпами салютов, граждане с портретами выстраиваются в шеренги вдоль магистралей, представители власти стоят в очереди на четвереньках, спеша приложиться к туфле римского понтифика. Все это пусть и утрированные, но достаточно верные картины реальных событий. Как скажутся они на церковной жизни?
Многие заранее рвут на себе бороды и посыпают главы пеплом: думаю, напрасно. На мой взгляд, такой визит нам ничуть бы не повредил. Более того: он бы принес нам всем - и верующим, и неверующим, и полуверующим - немалую пользу. Одни получили бы мощный импульс к изучению основ своей веры, прояснили бы ее отличия от западных исповеданий; другие воочию убедились бы, что Православие способно дать ответ на любую критику, на любые претензии и возражения; третьи просто увлеклись бы общим энтузиазмом, забросив сканворды и гороскопы ради Евангелия и катихизиса.
Вот во всех приходских храмах ежедневно произносятся проповеди о Православии, России и Ватикане, служатся молебны с акафистами благоверному князю Александру Невскому, святителям Фотию Царьградскому, Марку Ефесскому и Ермогену Московскому, священномученикам Исидору Юрьевскому, Максиму Сандовичу, Досифею Загребскому, Иоанникию Черногорскому, преподобномученику Афанасию Брестскому, праведному Алексию Товту и всем святым мученикам, от латинян убиенным, древним же и новым, имже несть числа. Вот во всех кафедральных соборах при колоссальном стечении народа еженедельно совершается чин Православия с анафемами ересиархам и вероотступникам. Вот по всем телевизионным каналам и через Интернет транслируется серия массовых диспутов на исторические, религиозные и нравственные темы. Вот во всех продуктовых магазинах появляются стенды "Будь православным не на словах, а на деле" с объяснением, как соблюдать посты. Вот по средам и пятницам закрываются кинотеатры, цирки и рестораны. Вот наряды милиции охраняют похабные заведения от местных жителей, склонных к ошибочным проявлениям своего гражданского чувства. Вот первоклассники разучивают сказку: "Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой", ребятишки постарше с чувством декламируют: "Свершится казнь в отступническом Риме над лженаместником Христа", и даже на уроках секспросвета, где он еще не уступил места православной культуре, изучают классическую сагу: "Взбунтовалися кастраты, входят в папины палаты: - Отчего мы не женаты? Чем мы виноваты?" Вот в ежедневной общероссийской православной газете публикуется обращение Синода.
Стоп. У нас нет ежедневной общероссийской православной газеты. Могла бы быть, но нету. Нет у нас и православной культуры в школах: вроде бы никто не против, кроме записных общечеловеков и абортмахеров, да все как-то не получается. Потому и гражданское чувство у местных жителей спит крепким сном. По-тому и мало кто знает, для чего нужны посты и молитвы, молебны и акафисты, и мало кому есть дело до святых мучеников, древних и новых. Потому папу римского надо держать от нас подальше. Простите, господин Президент, немного увлекся. Как говорится в переводе с английского, у нас тут серьезные проблемы. Куда серьезней папы со всеми его вояжами.
Так что не могли бы Вы, господин Президент, снова помочь Православной Церкви? Хоть советом, хоть чем. Сами видите, надо что-то делать. Ведь и в самом деле, господин Президент, на этой земле ничто не вечно. И если не сегодня, то когда?
Заранее благодарный Вам,
- иеродиакон Макарий, гор. Иваново