Комментируя эту проблему, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отметила, что "каждый человек волен сам определять свою национальность". "Это вопрос национального самосознания и такое же интимное дело, как выбор той или иной религии", - заявила накануне известная российская правозащитница агентству "Интерфакс".
Говоря о нежелании властей Татарстана признать кряшен отдельным народом, Л. Алексеева обвинила руководство республики в "попытке сделать ставку на какую-то национальную карту". "Если кряшен запишут кряшенами, то получится, что татары не составляют в Татарстане большинство", - пояснила она.
Правозащитники также отметили, что, по мнению этнологов, "язык не является отличительным признаком народа, например, карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке, в то время как осетины - на двух, главное же при выделении группы людей в отдельную национальность - это их национальное самосознание".
Как сообщили в Институте этнологии и антропологии РАН, сегодня в России проживает от 200 до 300 тысяч кряшен, в основном в Татарстане и Удмуртии. По свидетельству активистов кряшенского движения, во время последней переписи населения были приняты меры к тому, чтобы занизить численность кряшен, которых вынуждали записываться татарами или русскими.
Интерфакс / Regions.Ru