Во время концертной программы академический мужской вокальный ансамбль "Талан" исполнил для собравшихся произведения русской духовной музыки XVII-XX веков.
Н.Н.Пластов передал в дар Российскому фонду культуры две живописные работы А.А.Пластова.
Художник А.А.Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Однако немногим, с детства знающим картины "Фашист пролетел" (1942) и "Весна" (1954), известно, что художник А.А.Пластов происходил из рода иконописцев, закончил духовные училище и семинарию и до конца жизни регулярно посещал храм, оставаясь православным верующим. Именно эту малоизвестную грань творчества великого художника открыла экспозиция "Православные истоки", на которой впервые представлена графика А.А.Пластова 1910-1960 годов, связанная с темой Православия.
Дед и прадед Аркадия Пластова были иконописцами, он сам вырос при церкви. Истоки творческого вдохновения выдающегося мастера связаны с Богоявленском храмом в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). Храм был построен и расписан иконописцем Григорием Гавриловичем Пластовым, дедом художника. В храме, глядя на работу иконописцев, пятнадцатилетний подросток решил "быть живописцем и никем больше". По воле родителей, мечтавших видеть сына священником, Пластов получил духовное образование в Симбирском духовном училище, а затем в семинарии и лишь затем, по благословению духовных наставников, окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
На открытии выставки прозвучали слова из автобиографии и писем Аркадия Пластова: "Живопись иконостаса я помню отлично, она вся в памяти. Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Он любил сопоставлять глубокие зеленовато-синие тона с кроваво-красным, перебивая их лимонно-изумрудными, фиолетовыми, оранжевыми. Когда, бывало, за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь крылатый красавец-гигант в хламиде цвета огня, и моЈ потрясЈнное сердце сжали спазмы неизъяснимого восторга, сладостного ужаса. Тут же я тогда взял с отца слово, что он купит мне, как перейду в семинарию, вот таких же порошков, и я натру себе этих красных, синих, золотых, огненных красок, а дальше буду живописцем и никем больше…"
"...Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз, всЈ с большей убеждЈнностью подумал, что наши иконописцы в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и, поистине, небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному".
В беседе с корреспондентом "Седмицы.Ru" внук художника Николай Николаевич Пластов рассказал о возрождении Богоявленского храма в Прислонихе:
"Судьба деревянного храма в Прислонихе, созданного и расписанного предками Аркадия Алексеевича Пластова, стала одним из драматических испытаний в жизни художника. В 30-е годы храм был разорен, а в 50-е годы - обезглавлен и превращен в склад. Большинство икон, написанных Григорием Пластовым, были уничтожены. После смерти Аркадия Пластова, в 1973 году Совет министров СССР принял постановление о создании музея и мемориальной зоны в Прислонихе. Хотя постановление предусматривало реставрацию церкви, возникли препятствия, связанные с тем, что Ульяновская область - родина В.И.Ленина - служила образцом атеизма. Храм удалось возродить в 1990-1995 годах. В храме находятся несколько икон работы Григория Пластова, которые удалось спасти. Настоятель протоиерей Владимир Дмитриев (в прошлом - художник) и прихожане немало потрудились для возрождения первозданной красоты Богоявленского храма в Прислонихе".
Выставка в Российском фонде культуры продлится до 26 мая.
Дополнительную информацию о выставке можно получить по телефону 291-19-51 (Землякова Ольга Кузьминична).
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия"