Алексей Шмаринов не раз увенчан лаврами: народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР и Госпремии им. И.Е.Репина, кавалер ордена Почета, обладатель престижной премии имени знаменитого немецкого коллекционера Петера Людвига /1994/.
Входящий в правление Союза художников России, член-корреспондент Общества художников Австрии и международного Мюнхенского пресс-клуба, Шмаринов много сделал в сфере педагогики, эстетического воспитания детей, в деле сохранения памятников русской культуры. Художник работал в Комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя в Москве от рассмотрения первых эскизов росписи, орнаментов и скульптур до их окончательной реализации в храме. Ныне руководит академической творческой мастерской графики в Москве, как член президиума РАХ курирует Московский художественный лицей им. Н.В.Томского.
Но главное, юбиляр принадлежит к числу тех мастеров искусства современной России, которые знакомы множеству людей, даже не посещающих выставки. Причина - в его приверженности жанру книжной иллюстрации, равно как русской истории. Шмаринов - тонкий знаток старорусских текстов и летописей. Как составитель и художник задумал и издал в 1970-80-е гг. серию фундаментальных исторических сборников "Рассказы русских летописей и воинские повести ХIV-ХVI веков" /"Кто с мечом", "На поле Куликовом", "Россия героическая"/ - они отмечены многими наградами. В России и за рубежом получила резонанс публицистическая серия "Сохраним нашу землю".
Почти 120 гравюр, офортов, рисунков и акварелей, выполненных с конца 1960-х годов и посвященных истории и природе России, включено в экспозицию. Глубину проникновения в художественную стилистику авторов разных эпох Шмаринов выявил, иллюстрируя классический памятник грузинской литературы - поэму Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" и книгу Михаила Пришвина "Лесная капель".
Сын знаменитого советского графика Дементия Шмаринова /1907-1999/, создавшего иллюстрации к книгам Пушкина, Шекспира, Гоголя, Некрасова, Хэмингуэя/ его рисунки к "Преступлению и наказанию" Достоевского и "Войне и миру" Льва Толстого признаны классикой/, в искусство пришел не сразу. В юности будущий художник увлекся радиотехникой, и не думая идти по стопам отца. Неожиданно для всех в 1949 году Алексей поступил в предпоследний класс Московской средней художественной школы, которую окончил с медалью. Далее был факультет живописи Суриковского института и в 1958 году снова диплом с отличием.
Творческий путь художник начал в 1955 году, в русле живописи "сурового стиля". Позже Шмаринов сосредоточился на графике - станковой и книжной. Он мастерски владеет всем ее спектром: литографией, линогравюрой, офортом и т.д. Но вершиной его творчества считаются станковые пейзажные акварели последних лет. В экспозиции - около 50 акварельных листов, в том числе из серии "Россия - любовь моя", отмеченной золотой медалью РАХ. Возможно, тонко уловить настроение природы художнику помогает пристрастие к охоте.
Главная тема Шмаринова - многострадальная родная земля, с ее неповторимым очарованием и героической древней историей. Успех снискала в середине 60-х годов серия монументальных гравюр "Камчатка", а уже следующая серия масштабных линогравюр - "Герои русского народа ХШ-ХV веков" /Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, 1968-1969/ стала классикой исторического жанра в России. Офорты и литографии "Задонщина", "Куликовская битва", "Русские герои и святые I-XШ веков" несут в себе достоверность событий и энергию сопричастности к становлению Русского государства.
Персональные выставки Алексея Шмаринова проходили в Чехии, Австрии, Германии, Франции, в странах Азии. Его работы хранятся в Русском и Пушкинском музеях, в Третьяковке и других музеях России, в ряде музеев и частных собраний Германии, Франции, США, Австрии, Японии, Италии, Норвегии и других стран.
РИА "Новости"