Министр юстиции России Юрий Чайка считает, что датские власти, отказавшиеся выдать Ахмеда Закаева, руководствовались политическими соображениями. "Судя по всему, в этом вопросе возобладали не правовые аспекты, а политические", - так глава Минюста прокомментировал Интерфаксу решение своих датских коллег. Он обратил внимание на то обстоятельство, что российская сторона представила датским властям все необходимые материалы, относящиеся к делу Закаева. "Уверен, что у датской стороны были все основания для экстрадиции российского гражданина, обвиняемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений", - сказал Чайка.
В свою очередь начальник международно-правового управления Генпрокуратуры РФ Роберт Адельханян заявил во вторник на пресс-конференции в Москве, что Генпрокуратура направит протест на решение властей Дании не выдавать России Ахмеда Закаева в Европейский суд по правам человека. Об этом сообщает РИА "Новости".
По словам Адельханяна, это будет сделано сразу же по получении от Дании официального уведомления об отказе этой страны выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева. Адельханян подчеркнул, что прокуратура продолжает следственные действия в отношении Закаева, и "он будет истребован Россией где бы ни оказался".
Отказ Дании носит политический характер и противоречит нормам международного права, подчеркнул представитель прокуратуры. "Мотивация этого решения носит гипотетический характер", - сказал он.
По словам Адельханяна, Минюст Дании аргументировал свой отказ тем, что, якобы, свидетели не были заслушаны судом, а также на допросах не присутствовали адвокаты Закаева. Как пояснил представитель прокуратуры, адвокаты Закаева не заявляли ходатайств о своем присутствии на допросах, а российское уголовно-процессуальное законодательство этого не требует.
Оба обоснования отказа являются нормами исключительно датского права, что противоречит международному праву, а также конвенциям о борьбе с терроризмом и пресечении терроризма, подписанных в том числе Данией.
"Убедительных доводов в смысле международно-правовых норм нам представлено не было, - подчеркнул Адельханян. - Мотивация имеет скорее политический, нежели юридический характер". "Российской стороной и генпрокуратурой Дании были представлены доказательства, носившие исключительно конкретный характер, прямо уличавшие Закаева в причастности к совершению того или иного преступления", - сказал он.
"По международному праву у Дании не было необходимости устанавливать, каким образом были получены эти доказательства /судом, в присутствии адвокатов и т.д./, датский Минюст должен был только установить виновность Закаева в инкриминируемых ему деяниях", - сказал Адельханян. "Этого сделано не было", - подчеркнул представитель Генпрокуратуры. Он напомнил, что Закаев обвиняется "по девяти составам преступлений, в том числе, ряду особо тяжких".
"Мы планируем проведение дальнейших следственных действий против этого лица после получения официального ответа из Дании, но в любом случае процесс расследования будет продолжен", - сказал Адельханян.