- Заявление кардинала Любомира Гузара о том, что ватиканская бюрократия препятствует налаживанию отношений между Католической и Православной Церквами, конечно, выглядит необычно. Подобная резкость в отношениях с Римом - не в традициях галицких греко-католиков. Очевидно, что конфликтные ситуации такого рода - это следствие жесткой централизации иерерхической власти в Католической Церкви. Что бы ни говорили в Риме после II Ватиканского собора о самостоятельности поместных католических церквей (и различных восточных униатских патриархатов в том числе), в реальности, как и прежде, всеми процессами в Католической Церкви властно управляют из Рима. Наверное, именно по этой причине украинские униаты так до сих пор и не получили статуса "патриархата": в римской курии боятся, что это сделает галицких униатов менее послушными Ватикану. Но, в конце концов, все эти проблемы - внутреннее дело католиков. Пусть сами разбираются в хитросплетениях своих отношений.
Гораздо больше меня удивляет в заявлении кардинала Гузара другое: еще одним препятствием на пути к диалогу между католиками и православными глава униатской церкви считает раскол среди самих украинских православных. Это утверждение униатского первоиерарха выглядит особенно странным в свете только что сделанного в Киеве главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Каспером заявления о том, что Католическая церковь может вести диалог только с канонической Православной Церковью на Украине, признанной другими Поместными Православными Церквами. Для архиепископа Любомира, оказывается, нет разницы между верными канонической Церкви и раскольниками - он всех зачисляет в разряд "украинских православных", среди которых существует раскол. Если называть вещи своими именами, то кардинал Гузар дает понять, хотя и в завуалированной форме, что все мы для католиков по-прежнему не более, чем "схизматики".
Нас особенно удивляет такая позиция главы униатской церкви по той причине, что сами греко-католики Галичины в немалой степени причастны как к развитию автокефалистского раскола на Украине, так и к ухудшению отношений между Католической и Православной Церквами. В памяти еще свежи события более чем десятилетней давности, когда именно греко-католики демонстративно вышли из состава четырехсторонней комиссии по урегулированию межрелигиозных конфликтов на Западе Украины. Именно униаты провоцировали раскол и распаляли в церковной среде противные духу Евангелия националистические настроения в надежде на то, что выход из юрисдикции Московского Патриархата даст возможность избежать захвата храмов греко-католиками, многие православные приходы в начале 1990-х годов ушли в раскол и оказались вне благодатной ограды Церкви. Причем, большинству из этих общин раскол не помог сохранить храмы - униаты насильственно отбирали их, не особо вникая в их юрисдикционную принадлежность.
Хотелось бы отметить еще один момент в заявлении кардинала Гузара. Его рассуждения о "восстановлении христианского единства", высказываемая им надежда на то, что "объединение христиан может начаться так же внезапно, как и распад Советского Союза", - все это лежит в русле традиционной католической риторики об экуменизме. Цену ей мы хорошо узнали в этом году, заполучив на своей канонической территории несколько новых римо- и греко-католических епархий, образованных Ватиканом и в Украине, и в России. Но предлагаемая далее кардиналом Гузаром модель созидания "христианского единства" в Украине показывает, что любые разглагольствования католиков на экуменические темы все равно рано или поздно заканчиваются призывом признать главенство папы. "Все останутся при своем, сохранив достоинство и независимость, - заявил униатский первоиерарх, - но, возможно, возникнет некий общий центр, которым, как нам кажется, должен стать преемник святого Петра". Так что нам в очередной раз вместо настоящего христианского единства предложено войти в ограду Римской церкви. Круг опять замкнулся.
Пресс-служба Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия"