На этот раз (к недоумению пишущей братии) Ариэль Шарон накануне визита не встретился с аккредитованными в Израиле российскими журналистами, сославшись на отсутствие времени. Зато оно нашлось для израильских русскоязычных газет "Вести" и "Новости недели". "Мы обсудим в Москве двусторонние израильско-российские отношения, которые в последние годы развиваются достаточно активно", - отметил премьер в интервью "Вестям" и добавил, что на повестке дня будут стоять и проблемы стратегического характера, такие, в частности, как поставки российского оружия Ирану, Ираку и Сирии. "Мы обсудим также перспективы нашего сотрудничества в сфере борьбы с террором. Это важно еще и потому, что президент Путин прекрасно осознает ту угрозу, которую террор представляет не только для России и Израиля, но и для всего мира".
В беседе с репортером "Новостей" Шарон был более откровенен. Он назвал "странной" позицию Москвы, которая на всех уровнях призывает Израиль и палестинцев к "сдержанности", но в конце эксклюзива сделал ремарку: "...однако я верю в перспективы наших отношений с Россией, они очень важны для нас..."
Действительно, важны. И, как ни странно, не только (и не столько) в плане политико-экономических программ и миротворческих усилий. В Иерусалиме понимают, что Россия объективно не может изменить свою позицию на более произраильскую, чем сейчас, так как значительная часть российской элиты слишком сильно связана с арабскими режимами, относящимися к еврейскому государству, мягко говоря, без энтузиазма. Поэтому переговоры с российским "официозом" прошли как-то рутинно, - большинство обсуждаемых вопросов не требовало "высокого уровня", многие же проблемы, как отмечали наблюдатели, уже успешно решаются на основании ранее достигнутых договоренностей. Дотошные журналисты долго не могли понять истинную цель визита - ведь всЈ так просто не бывает.
Лишь несколько дней назад ситуация во многом прояснилась. Оказывается, официальная версия визита была лишь ширмой, а неофициальная его часть - основной целью. Шарон прилетел в Москву чтобы конфиденциально переговорить с представителями основных еврейских организаций, действующих на территории России - Федерации еврейских общин России (ФЕОР), Российского еврейского конгресса (РЕК), Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) и ряда других.
Несколько часов за плотно закрытыми дверями обсуждался вопрос репатриации российских евреев. Премьер прямо обратился к еврейским лидерам с призывом оказать максимальное содействие их переезду на постоянное жительство в Израиль, поскольку-де в мире продолжает свирепствовать антисемитизм. Это, особо отметил Шарон, подтверждает правильность зародившейся около 100 лет назад сионистской идеи о том, что все евреи рано или поздно должны приехать жить в Израиль.
Премьер, как нетрудно заметить, усиленно проталкивал собственный план (провозглашенный еще в ходе предвыборной кампании) по превращению евреев в абсолютное большинство населения Израиля в течение нескольких десятилетий. Иначе еврейское государство превратится в арабское. Для этого требуется миллион новых репатриантов. Где их взять? Западноевропейские и американские евреи редко решаются перебраться на Святую землю. "Вся надежда на российских евреев", - особо подчеркнул Шарон и добавил, что именно в России насчитывается как раз тот самый недостающейся миллион.
Реакция российской стороны была "вежливо сдержанной". Оказалось, что нынешнее как светское, так и духовное руководство еврейских организаций в России не расположено к поощрению эмиграции. И не только потому, что подобное поощрение может оставить его (руководство) в качестве "генералов без армии". Как главный раввин России Берл Лазер (ФЕОР), так и президент РЕК Евгений Сатановский считают, что время внесло коррективы в установки отцов-основателей Государства Израиль на тотальное переселение туда всех евреев земного шара. Нынче ситуация иная, в том числе и в России. Евреи здесь получили все возможности сохранять свою культуру, язык и национальную идентичность. Так что вопрос о массовой эмиграции евреев из страны закрыт по причине отсутствия основания для таковой.
Чуть позже, развивая эту мысль, Берл Лазер и директор Московского еврейского общинного центра Моти Вайсберг заявили в интервью газете "Jerusalem Post", что экономическая ситуация в стране улучшилась, правительство решительно борется с антисемитизмом, и в результате у евреев пропадает желание эмигрировать, а в Израиль уезжают главным образом неевреи, составляющие только по предварительным оценкам от 50 до 70% репатриантов.
Шарона несколько покоробили слова главного раввина о том, что сегодня "быть российским евреем стало модно, антисемитизм оказался в загоне, а иудаизм переживает расцвет". Быть может израильский премьер знал, что буквально за несколько часов до встречи Б.Лазар подписал открытое письмо Владимиру Путину, в котором выражался протест в связи с решением Минюста о регистрации Национально-державной партии России и говорилось об активизации атисемитских сил в стране.
Нельзя назвать очень удачными и переговоры израильского премьера с Патриархом Алексием II, хотя и о провале говорить не стоит. Глава Русской Православной Церкви (РПЦ) высказался за мир в Палестине, где проповедовали пророки. "Это колыбель христианства и мы приветствуем усилия всех христиан, представителей иудаизма и ислама, выступающих за мирное решение проблем Святой земли", - сказал Алексий II. Далее он отметил, что русское православие скорбит о жертвах, которые понес израильский народ в результате террористических актов. Он поблагодарил Шарона за помощь и поддержку, которые израильское руководство оказывает Русской духовной миссии на Святой земле. Однако тут же потребовал у израильской стороны возместить ущерб (95 тыс. долларов), нанесенный израильскими солдатами Дому паломников в Вифлееме в апреле текущего года во время осады церкви Рождества Христова и православному монастырю в Хевроне. При этом он отметил, что "недопустимо использовать религиозные объекты в военных целях".
В данном контексте члены израильской делегации подметили, что глава РПЦ ничего не сказал о том, что церковь Рождества использовали в качестве военного объекта именно палестинцы. Не осталось незамеченным и то, что сразу же после убытия израильтян Алексий II принял заместителя Арафата Абу Мазена и через него передал огромный привет "главному палестинскому террористу", пожелав ему "мужества, душевного и телесного здравия".
Не очень понравились израильским гостям и слова Патриарха о том, что в России складываются добрососедские отношения между православной и еврейской общинами. Понятно, что это во многом тоже выбивает почву из-под ног шароновской концепции о росте антисемитизма как стимуле эмиграции российских евреев.
Конечно, направляясь в Москву, Шарон не мог не знать об острых разногласиях между российскими еврейскими организациями, особенно между Федерацией Берл Лазара и Конгресом Сатановского. Деньги, интриги, корпоративные интересы, взаимные оскорбления и борьба за высокие "всероссийские" посты - вот с чем ассоциируется их деятельность на сегодняшний день. Еще больше углубило "еврейский раскол" недавнее создание двух новых организаций - Конференции руководителей еврейских организаций России (по аналогии с Конференцией президентов еврейских общин США) под эгидой Российского еврейского конгресса и Ассоциации общественных еврейских организаций России под эгидой Федерации еврейских общин России.
На ум приходят слова известного еврейского поэта Игоря Губермана: "А если бы на нас не всегда снаружи давили так туго, // то сами евреи тогда легко извели бы друг друга".
Пресс-центр.Ru