Лидер движения "Евразия" Александр Дугин открыл работу конференции. Задачей конференции А. Дугин назвал поиск ответа на вопрос, "насколько то негативное, что в обществе связывают с исламом, действительно с ним связано, а что является недоразумением или даже злостным умыслом".
Сопредседателями оргкомитета конференции являются председатель Госдумы Геннадий Селезнев и шейх уль-ислам Талгат Таджуддин, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ. Кроме того, по неофициальной информации Страны.Ru, в организации конференции деятельное участие принимала администрация Президента РФ. Напомним, что в ноябре 2000 года в том же "Президент-отеле" администрацией Президента был организован "круглый стол" по проблемам церковно-государственных отношений, касавшийся взаимодействия государства и Русской Православной Церкви (работой "круглого стола" руководил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий). Тогда, в ноябре, представитель администрации Президента Сергей Абрамов говорил, что в планах президентской администрации проведение "круглого стола", посвященного исламу. Есть основания предполагать, что нынешнее мероприятие является подготовкой к подобному "круглому столу".
Право ведения заседания А. Дугин передал исламоведу профессору Александру Игнатенко, который сразу же предоставил слово Верховному муфтию Талгату Таджуддину.
Подчеркнув, что "когда происходит искажение ислама и в него проникает ересь, это, увы, сказывается и в политике", Талгат Таджуддин назвал фанатизм и экстремизм попытками разрушения истинного традиционного ислама изнутри, особо остановившись на ваххабизме, который он определил как богословскую ересь с точки зрения традиционного ислама.
Наибольшее внимание шейх уль-ислам уделил характеристике понятия "джихад" (священная война), которым, как известно, постоянно оперируют в своей риторике ваххабиты и другие экстремисты. "Под джихадом подразумевается внутренняя борьба мусульман против собственных пороков, невежества и зла", - заявил Верховный муфтий. Поскольку само слово "ислам", как разъяснил Талгат-хазрат, означает "покорность Богу" ("это то, что в Православии называется благочестием", - уточнил он, на что сидевший рядом с Верховным муфтием архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) кивнул в знак согласия), джихад следует понимать как войну против того, что противоречит исламскому благочестию.
В этом смысле, продолжил Талгат Таджуддин, джихадом для мусульман было участие в освободительной Великой Отечественной войне, в которой мусульмане воевали со всем народом, хотя при Сталине и на них были обрушены страшные гонения (в результате которых было разрушено 14,5 тыс. мечетей на территории СССР, сообщил шейх уль-ислам). Нынешние же сектанты-фанатики полностью переворачивают понятие джихада. "Можно сказать, что тем самым так называемые исламисты призывают джихад на свою собственную голову", - подчеркнул муфтий Талгат Таджуддин. Он также посетовал на то, что еще есть страны, в которых к экстремистам, прикрывающимся именем ислама, относятся более чем терпимо. В качестве примера такой страны Талгат-хазрат привел Саудовскую Аравию. "Так что угроза исходит не от ислама, а из других источников, угрожающих самому исламу", - заявил Талгат Таджуддин, назвав при этом исламистов маниакальным сбродом.
Говоря о ситуации в Чечне, Талгат Таджуддин отметил неслучайность того, что именно муфтий Ахмад Кадыров был назначен главой чеченской администрации. В этом проявилась политическая мудрость и дальновидность Президента Владимира Путина и его администрации. Наиболее сложным в религиозном отношении районом Чечни Верховный муфтий назвал Горную Чечню, где наиболее сильным является пагубное влияние исламистов.
С приветствиями к участникам конференции от Русской Православной Церкви обратились архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата, подчеркнув сходство экстремистских течений исламского толка с тоталитарными сектами, паразитирующими на христианских вероучительных истинах. Священник Антоний Ильин из ОВЦС отметил, что экстремизм - это угроза не только исламу или христианству, а "угроза всему авраамическому монотеизму вообще".
Александр Дугин в своем докладе посоветовал России искать союзников среди народов исламской уммы евразийской ориентации, противопоставив их исламским народам, ориентированным на Америку. По мнению А. Дугина, именно евразийский ислам (в т.ч. ислам на территории бывшего СССР) обладает наибольшим религиозным потенциалом, поскольку "это созерцательный, мистически углубленный в основы собственной веры ислам".
После А. Дугина слово было предоставлено Хож Ахмеду Нухаеву. Его выступления как участники конференции, так и пресса ждали с наибольшим нетерпением. Дело в том, что накануне открытия конференции было сообщено, что Нухаев прибывает в Москву из Чечни специальным чартерным рейсом для участия в конференции и для обнародования на ней своих размышлений о путях мирного урегулирования чеченской проблемы.
Интерес к выступлению Хож Ахмеда Нухаева подогревался еще и тем, что о нем известно. Хотя на конференции Нухаев был представлен как чеченский исследователь и общественный деятель, все же более известен он как бывший глава разведки Ичкерии при Аслане Масхадове, а до этого - первый вице-премьер правительства Зелимхана Яндарбиева.
В выступлении Нухаева, однако, сенсаций не прозвучало, хотя зал слушал его затаив дыхание и с подчеркнутой доброжелательностью. В теоретической части Нухаев коснулся проблемы глобализации, отметив, что глобализация - главный инструмент для построения нового мирового порядка. При этом "наличие традиций - главное препятствие на пути экспансии потребительских ценностей". Чечню же Нухаев считает страной с наиболее ярко и четко выраженными традициями, что не может не вызывать особого недовольства со стороны главных идеологов глобализации в мире. "Природа традиционного общества такова, что не приемлет бездуховных западных ценностей", - заметил Хож Ахмед Нухаев. Это, по его мнению, более всего объединяет Чечню и Россию, поскольку Россия также не хочет быть сателлитом Америки в процессах глобализации.
"Если примирения между Чечней и Россией не произойдет, мы все будем выполнять приказы из Вашингтона", - сказал докладчик, что вызвало почему-то большое оживление в зале, а муфтий Талгат Таджуддин и архиепископ Иоанн (Попов) многозначительно переглянулись. Продолжая свою мысль, Хож Ахмед Нухаев предположил, что укрепление на всей территории России евразийской идеологии ослабит Америку и западные страны, поскольку в них разовьется мощное диссидентское движение в поддержку евразийских идей. Коснувшись же проблемы ваххабизма, Нухаев лаконично заметил: "Ваххабизм изнутри подрывает чеченский традиционализм". В этой связи Нухаев еще раз заявил, что он не является сторонником идеи "мир в Чечне любой ценой" и полагает, что ценой достижения мира в Чечне не может и не должно стать разрушение чеченской самобытности, традиционных ценностей и уклада жизни чеченцев.
Конференция продолжает работу.
Страна.Ru