Армения первой приняла христианство как государственную религию после того, как Св. Григорий Просветитель в начале IV века обратил в христианство царя Тиридата III. Вскоре был построен собор в Эчмиадзине, по сей день остающийся центром Армянской Церкви. Как принято считать, около 404 года Св. Месроп Маштоц изобрел армянскую письменность, сделав таким образом возможным перевод Библии на армянский язык.
В 506 году собор армянских епископов отверг христологическое учение IV Вселенского Собора 451 года в Халкидоне, уклонившись в монофизитскую ересь. В работе Халкидонсого собора не присутствовал ни один армянский епископ.
В XI веке Армения была полностью захвачена. Многие армяне бежали тогда в Киликию (южная центральная Малая Азия), где возникло новое армянское царство. Армяне установили здесь тесные контакты с крестоносцами-латинянами. Хотя новое царство перестало существовать уже в XIV веке, а армянский народ был рассеян по всему свету, он выжил, несмотря на то что находился под чужой властью. Самобытность армян коренится в их языке и церкви.
В конце XIX - начале XX века армяне в Турции подверглись геноциду, многим из них пришлось бежать, причем от 1,5 до 2 миллионов армян погибло. Оставшиеся в живых перебрались в соседние страны и в Стамбул.
В настоящее время центр Армянской Апостольской Церкви находится в Армении, 23 сентября 1991 года провозгласившей свою независимость. Святой город Эчмиадзин, резиденция армянского католикоса, расположен недалеко от армянской столицы Еревана.
Чрезвычайно большую активность в отношениях с Армянской Церковью в последние годы развивает Ватикан. В ноябре 2000 года Гарегин II посетил Ватикан по приглашению папы Иоанна Павла II и таким образом продолжил политику своего предшественника, направленную на сближение с Римско-католической церковью.
На встрече Папа торжественно заявил, что "в году 2001 Армянская церковь будет праздновать 1700-летие Крещения Армении Святым Григорием Просветителем", хотя католическое присутствие в Армении началось только в конце XVIII века и, таким образом, Папа не имеет к юбилею прямого отношения. В своей проповеди Папа заявил: "Сейчас мы должны молиться и работать с жаром, чтобы вскоре настал день, когда наши престолы и наши епископы будут в полном единении снова, когда мы сможем праздновать вместе, на общем алтаре Евхаристию, как высочайший знак и начало единства во Христе". Единение церквей Папой Римским, как известно, мыслится как объединение всех церквей под властью Римского понтифика. При этом такие "мелочи" как отвержение армянами-монофизитами важнейших христологических догматов и всех догматов, принятых на IV-VII Вселенских Cоборах римской курией в расчет не принимаются.
В ходе встречи в Риме Гарегин II пригласил Папу посетить Армению в нынешнем году, когда отмечается 1700-летие крещения этой страны. Визит состоится, по всей видимости, летом.
Начало активного диалога между РПЦ и Армянской Церковью в какой-то степени призвано противостоять усилиям Папы Римского, направленным на распространения своего влияния в Армении. Однако в Русской Православной Церкви, как и у греков, существует сильная оппозиция признанию православности "восточных", как называют монофизитов.
Главное препятствие к единству с Армянской Церковью - неясность с ее стороны в признании догматов IV Вселенского собора 451 г. о способе соединения природ во Христе, а также IV-VII Вселенских соборов. Особую активность дискуссия о возможности богословского согласия с монофизитами приобрела в 1993 году, когда делегацией РПЦ в Шамбези (Швейцария) была подписана декларация, которая, в случае ее одобрения священноначалием РПЦ и других поместных православных Церквей, предусматривала полное церковное общение с монофизитами. Против этого активно выступили многие православные богословы и публицисты.
Православные богословы отмечали, что войти в церковное общение монофизитами, в частности, с армянами, можно только при условии принятия ими в полной мере догматов и анафематизмов IV-VII Вселенских соборов, а также указывали на недопустимость малейших отступлений от решений этих соборов.
Страна.Ru