Протоиерей Димитрий Климов: «Христианская надежда имеет имя»

0
816
Время на чтение 8 минут

«...Надежда должна одинаково далеко отстоять и от победительности, и от пораженчества... жизнь есть рыцарское приключение, исход которого совершенно неизвестен и которое именно поэтому следует принимать с великодушной веселостью», - писал в своё время выдающийся  христианский мыслитель С.  С. Аверинцев.  Но как жить на «высоте» этой надежды, не терять её глубину, «не мельчить»? На этот и другие вопросы отвечает пастырь, публицист, настоятель кафедрального собора святителя Николая Чудотворца (город Калач-на-Дону Волгоградской области) протоиерей Димитрий Климов.

Протоиерей Димитрий Климов, фото: pravmir.ru

- Если бы Вас попросили дать определение надежды, то как бы оно звучало?

- В христианстве надежда имеет имя. В богослужении, в молитве мы произносим: «Слава Тебе, Христе Боже наш, Упование наше». Интересно, что эта молитва всегда звучит в конце службы. Этот молитвенный текст основан на словах апостола Павла: «Господь Иисус Христос, надежда наша» (Тим. 1:1). То есть христианское понимание надежды не тождественно мирской интерпретации, приравнивающей надежду к ожиданию блага. Осуществление надежды в мире ожидается уже здесь и сейчас, в земной жизни. Наша надежда связана с Воскресением Господа и с грядущим воскресением мёртвых. Апостол Павел говорил, что пребывают «вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Потому что любовь вечна: когда исполнение времён произойдёт, потребности в вере и надежде уже не будет. Любовь же останется.

- Современный философ Петер Слотердайк указывает на связь цинизма и отсутствия надежды. Согласны ли Вы с такой позицией?

- Это было характерно ещё для античности: вспомним стоиков, киников, которые «крушили» надежды.  Вот и сегодня считается, что если ты надеешься на что-то, то сам себя обманываешь, пребываешь в иллюзии, что есть проявлением слабости. Но христианство - это совсем иное мировоззрение, несопоставимое с подобными позициями. Их сравнивать - всё равно, что сравнивать громкое с солёным. Принципиально отличаются предметы надежды, как мы уже отмечали. Если привязывать надежду исключительно к этому миру, то не избежать сплошных разочарований. И в такой логике понятна вера исключительно в себя, признание абсурдности мира, как, например, у экзистенциалистов.

- Часто отмечают реалистичность христианской надежды, что делает её принципиально нетождественной, скажем, оптимизму. В чём заключается эта реалистичность, ведь надежда допускает и чудо?

- Реалистичность предполагает уже первичный опыт Встречи, предвкушение Встречи грядущей. Есть хорошее христианское понятие «залог Духа». У нас имеется уже предвкушение богообщения благодаря опыту личной молитвы, Литургии и Евхаристии и пр.  Мы надеемся не на какие-то вещи, которые мы не чувствовали, не осязали, не познали. Надежда включает в себя желание, ожидание и предвкушение. Предвкушение этого счастья полноты богообщения хорошо выражается и через концепт обожения: когда человек уже здесь исполняется Духом, соединяется с Богом.  В какой-то степени надежда уже здесь исполняется. В этом её реалистичность.

Апостол Павел отмечает ещё один важный момент: надежда - от опытности, опытность - от терпения. Славянское слово «опытность» связано со словами «искусство» и «искушение». Опытность рождается от преодоления испытаний, духовной брани, борьбы со страстями, с грехами.

- Надежда сопряжена с доверием к ближнему, бытию, Богу. Но как быть человеку, чьи надежды не оправдались (матери, молившейся об исцелении своего ребёнка, но потерявшей его; брошенной жене и т. д.)? Как таким людям не бояться вновь «обжечься» и найти в себе силы отважиться на новую надежду и доверие Богу, ближнему?

- Это то, о чём мы говорили. Важно то, каким человек выходит из испытания: сломленным или приобретающим опыт. «Искушение» - показательное слово: в библейском контексте означает «переплавление» («Искусил мя еси, якоже переплавляется серебро», - говорит псалмопевец Давид). Чтобы очистить серебро, надо его расплавить, подвергнуть такому нагреву, чтобы оно буквально потеряло форму. Тогда легко отделить и снять примеси из серебра и получить метал высшей пробы. Так и в жизни человеческой, расплавленной в испытании, легко отделить Господу «примеси», «шлаки».

Я сегодня, например, беседовал в больнице с пожилой женщиной, которая впала в уныние после операции. Бабушка просила меня помолиться, чтобы Господь её как можно скорее забрал к себе. А её отчаяние от неправильно понятой надежды. Если бы её надеждой был Христос -  она бы чувствовала смысл своего страдания. Открыть человеку смысл его страдания никто не может извне, даже священник - к этому можно прийти только самому, иначе все будет выглядеть цинично. Объяснения вряд ли уместны - нужно ждать действия Божия. Эффективнее о таких людях молиться, сочувствовать им, сопереживать, принять их скорбь в своё сердце и постараться эту ношу с ними разделить. Тогда, возможно, опыт милосердия, опыт любви что-то приоткроет в их собственной жизни.

- У  Габриэля Марселя есть прекрасное замечание: «Единственно подлинная надежда - это надежда, устремлённая  на то, что от меня не зависит, которая движима смирением, а не гордыней». Надо отметить, что, по сути, это одно из наиболее распространённых в христианстве пониманий надежды. Как тогда понимать идею доброго дерзновения, столь утвержденную даже в аскетике? Не есть ли моя надежда на что-то проявлением моей дерзновенной, пусть и выжидательной, требовательности по отношению к Богу?

- Проблема нашего времени - это отсутствие надежды, дерзновения, радости духовной. Приступив в 1990-е гг. к активному воцерковлению, мы стали читать именно аскетическую, монашескую литературу, где очевидна тональность плача, скорби от своей греховности и пр. «Держи ум свой во аде», - мы очень любим эти слова св. Силуана Афонского, но забываем вторую часть фразы: «и не отчаивайся».  Интересно понять: такое духовное настроение - результат унылости или, напротив,  радостные изначально люди, попадая в унылую обстановку, становятся депрессивными. Здоровое, непрелестное дерзновение обязательно - без него никак. Оно должно основываться не на мысли, что мы своими духовными подвигами будем достойны спасения. Верно говорит Марсель: надежда устремлена на то, что от нас не зависит.  Искупление, совершённое Христом, от нас не зависело: Он спас нас, когда мы были греховны. Мы в этой жертве фактически не участвовали. Тем не менее считаем, что очень многое зависит от наших добродетелей. С одной стороны, это так. Но с другой... Мне всё время вспоминается притча: человеку надо переправиться с одного берега реки на другой. Лодочник ему предлагает помочь добраться на другой берег. Если  человек себя будет вести достойно и адекватно - не раскачивать лодку, не переворачивать - то легко доберётся на другой берег. Но не то, что он ведёт себя порядочно и смирно, переправляет его на другой берег. Нужны лодка и лодочник.  Если человек будет просто сидеть смирно на берегу, он никогда не доберётся на другой берег. «Лодку» как раз нам и предоставил Господь своей Жертвой, своим Воскресением. Наше дело - лишь ответить благодарностью на этот дар.

О дерзновении Писание говорит: «Он сказал ей: дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 8:48). Дерзновение всегда  предполагает вектор, динамизм. А жизнь христианина - это непрестанная устремлённость, движение. В Апокалипсисе сказано: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16). То есть даже если бы человек был холоден, устремлён не туда (как апостол Павел до обращения), то Богу гораздо легче  было бы переориентировать эту устремлённость. Христианство акцентирует: духовная инертность, аморфность, статика крайне губительны для души. В духовной жизни невозможно находиться в «нейтральных водах». Я сегодня был в больнице и спрашивал, кого помазать освящённым маслом. И многие, даже один мусульманин, равнодушно ответили: «Ну, помажьте, батюшка, хуже не будет» (хотя были и верующие, которые окликнулись на предложение с воодушевлением). Один мужчина-атеист очень яростно начал протестовать, что-то мне доказывать. Встречаются такие «идейные» атеисты, «поток» внутренней искренней убеждённости которых следовало бы направить в другое русло. Мне кажется, что такое состояние ближе Богу, чем теплохладность отдельных псевдоверующих.
Конечно же, надо следить, чтобы дерзновение не обернулось гордыней, самообманом.

- Надежду можно определить и как форму желания. «Тот, кто желает, но не действует, плодит чуму», - как-то заметил Ж. Батай в одной из своих работ. Таким образом, надежда не пассивна, а деятельна. Как согласуется эта деятельная природа  христианской надежды со смирением как её необходимым условием?

- Я уже отчасти ответил притчей: смирение проявляется в том, что ты сел в лодку, деятельность - что пришёл к этой лодке, понял, что тебе всё-таки надо переправиться на другой берег. Есть множество людей, у которых нет желания вообще куда-то «плыть».

Ожидание свершения надежды ведь тоже может быть активным. Крестьянин, поджидая вызревания плодов, ведь поливает, ухаживает за растениями.

- В своё время Мераб Мамардашвили считал  надежду формой малодушия. Чем, на Ваш взгляд, отличается надежда от малодушия и инфантильности?

- Сейчас много проблем из-за понятийной неточности. Часто даже споры возникают даже не столько из-за разницы в аргументации, сколько из-за словесной путаницы. Так и в этом случае: мы с Вами говорим о христианской надежде, а Мамардашвили и К° (а-ля Камю) говорили о неком самообмане, иллюзии, попытке подстраховать свою жизнь какими-то нерушимыми гарантиями. Добавим, это надежда, предметом которой является не «Небо», а «земля».

Инфантильность ведь тоже разная бывает. Например, когда мы перекладываем ответственность за собственные поражения на внешние обстоятельства («сглаз», зависть  и пр.), «судьбу», исторические события, социальную ситуацию и пр., то это тоже проявление инфантильности.

- Как избежать соблазна воспринимать надежду в категориях земного благополучия, отождествлять надежду и хилиазм («ожидания установления тысячелетнего Царства Божия на земле»)? Ведь это чревато искажениями как личного духовного опыта, так и сущности  церковного опыта...

- Избежать можно, оставаясь в традиции. Показательно, что подобные настроения особо «буйным цветом» расцветали в сектах христианских. Очень жаль, что у нас очень поверхностные представления о традиции, редуцирующие её до ритуала, формы. А ведь без знания её невозможно не сбиться в словесной эквилибристике.

- У Э. Блоха, создателя «философии надежды», есть парадоксальное замечание, что  фактически не существует человека без надежды: «Даже самоубийца бежит в отрицание [жизни] как в лоно: он ждет покоя». Как разрешить эту трагедию «заблудившейся надежды» для человека, далёкого от церковной жизни? Как разговаривать с такими людьми?

- Всё, что касается нашего будущего, - это не сфера знания, а область веры и надежды. Мы не можем опереться на какой-либо опыт здесь - мы оказываемся уязвимыми. Когда мы ложимся спать, не можем точно знать, проснемся ли утром, но мы на это надеемся. Мы детей воспитываем, любим, но у нас нет гарантий, что они не вырастут подлецами - это тоже область надежды.

Так и самоубийца, который будущее вроде бы для себя зачёркивает - вряд ли он надеется на посмертное бытие. Но важно помнить, что «убийца убивает одного человека - самоубийца убивает всех людей», то есть он зачёркивает для себя весь мир, даже Бога. Но здесь кроется совсем иное понимание надежды: в христианстве она не отождествляется с покоем, но с богообщением.

Как говорить с такими людьми? Мы слишком преувеличиваем значение слов, силу своих аргументов. Это тоже форма гордыни. Я как пастырь всё более и более разувериваюсь в силе слов. Надо молиться об этом человеке, сострадать, войти в боль Другого. Это и будет для него ненавязчивым свидетельством надежды от Господа. Дарить надежду можно лишь удостоверением своей укоренённости в божественной надежде.

Беседовала Анна (Голубицкая) Николаенко

http://pravlife.org/content/protoierey-dimitriy-klimov-hristianskaya-nadezhda-imeet-imya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Климов
Все статьи Протоиерей Димитрий Климов
Анна Новикова (Голубицкая)
Все статьи Анна Новикова (Голубицкая)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52